Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

13 в которых живет ребенок (его объективного положения), с другой – того, как он сам в силу уже достигнутого уровня развития относится к этим обстоятельст- вам (его внутренней позиции)» [1, c. 168]. Поддержка и одобрение взрослого, отмечала Лидия Ильинична, являются необходимым условием «уравновешенности» ребенка с окружающей его сре- дой и переживания им эмоционального благополучия. В настоящее время дошкольный возраст рассматривается в психологии как один из важнейших этапов личностного развития и раскрытия детских дарова- ний. Однако ранние ростки талантов наиболее чувствительны к воздействию микроокружения; в наибольшей степени зависят от отношения и действий взрослых и нуждаются в поддержке. В связи с этим возникает необходимость изучения специфики микросреды, которая способствует раскрытию одаренно- сти у современных дошкольников. Именно на это было нацелено проведенное исследование. Было обследовано 150 детей в возрасте 5–7 лет. 18 % из них вы- делялись высоким творческим потенциалом – главным компонентом одаренно- сти. Результаты показали, что семья играет решающую роль в реализации по- тенциала этих детей. Выявлены неоднозначные факты влияния семьи, связан- ные с семейной динамикой и внутрисемейными отношениями. Эмоционально- личностные отношения неординарных дошкольников с другими людьми, как показало исследование, характеризуются преобладающим выбором как наибо- лее значимым: матери (39 % выбора), братьев, сестер (27 %), родителей как па- ры (29 %), отца (24 %). Была выявлена потребность в специальной работе с ро- дителями одаренных дошкольников, особенно тех, у кого есть трудности в раз- витии. Проводились консультации для родителей, в процессе которых психолог объяснял особенности развития ребенка, значение и способы оказания ему эмо- циональной поддержки и помощи. Диалог с родителями способствовал опреде- лению стратегии взаимодействия взрослых с неординарным ребенком, выявле- нию ресурсов семьи для его успешного развития. Родителям нужна была по- мощь в выборе занятий, игрушек, игр, материалов для творчества с учётом воз- растных, индивидуальных особенностей малыша. Полезно было обсудить зна- чение и формы их личного активного участия в детских играх, занятиях; планы совместного досуга вне дома (посещение музеев, библиотек и др.). Следует от- метить, что проведение подобных консультаций требует специальной подго- товки психолога-консультанта. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного про- екта № 18-013-00976. Литература 1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович.– СПб.: Питер, 2008. 2. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М. Матюш- кин // Вопр. психологии.– 1989.– № 6.– С. 29–33.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=