Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
121 щим инструментарием: Шкала реактивной и проактивной агрессии» Э. Ро- ланд и Т. Идсье, Шкала агрессивности А. Г. Долгова, Шкала школьной тре- вожности Филипса, Шкала личностной тревожности А. М. Прихожан, Мето- дика «Лесенка». Констатирующий этап позволил нам выявить психологические особенно- сти младших школьников, воспитывающихся в неблагополучных семьях: у большей части выборки высокий уровень проявления агрессии по всем пока- зателя; при этом, по результатам наблюдения и экспертной оценки (педагоги) большинство детей в выборке в конфликтных ситуациях утверждают, что в ссоре или драке виноваты другие дети, при этом используют в основном пря- мую агрессию – выбирают для своих агрессивных действий более слабого свер- стника, 66 % респондентов имеют высокий уровень личной и школьной тре- вожности; порядка 60 % имею заниженную самооценку. Для работы с младшими школьниками из неблагополучных семей нами была составлена программа, направленная на достижение следующих целей: снижение уровня общей и школьной тревожности; снижение агрессии, агрес- сивности; повышение уверенности в себе, самооценки; уменьшение эмоцио- нальных реакций, сопровождающих агрессивное поведение; обучение навыкам конструктивного реагирования отрицательных эмоций, в частности выплески- вание гнева. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эта- пов эксперимента позволяет говорить об эффективности проведенной коррек- ционно-развивающей работы с младшими школьниками из неблагополучных семей, о чем свидетельствуют следующие показатели: 1. В выборке уменьшилось количество детей с высоким уровнем реактивной агрессии. Если на констатирующем этапе испытуемых с высоким уровнем реак- тивной агрессии было 68 %, то на контрольном этапе 34 %. Положительная ди- намика выражается также в уменьшении количества детей с высоким уровнем проактивной агрессии. Если на констатирующем этапе испытуемых с высоким уровнем проактивной агрессии (связанная с властью) было 56 %, то на кон- трольном этапе 24 % – стало меньше детей, для которых характерно доминиро- вать над сверстниками, запугивать сверстников, чтобы добиться своей цели. 2. В выборке увеличилось количество детей с низким уровнем проявления школьной тревожности с 22 % на констатирующем этапе исследования до 12 % на контрольном; увеличилось число респондентов, для которых характерны ак- тивность, любознательность, стремление самостоятельно справляться с про- блемами в учении, налаживание отношений со сверстниками. Школа и школь- ные требования, трудности, возникающие в процессе учебной деятельности, стали для детей менее травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дру- жеских контактов и взаимоотношений. 3. В выборке испытуемых уменьшилось количество детей с высоким уров- нем тревожности с 78 % детей на констатирующем этапе до 48% на контроль- ном, т. е. уменьшилось число респондентов, для которых большинство ситуа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=