Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

12 Е. С. Белова, кандидат психологических наук ФГБНУ «Психологический институт РАО» (Москва, Россия) elenasbelova@mail.ru СЕМЕЙНАЯ МИКРОСРЕДА И РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ К актуальным вопросам сопровождения и поддержки современной россий- ской семьи относятся вопросы оказания психологической помощи родителям в раскрытии детских способностей и дарований. В современной психологии одаренность рассматривается как сложное многоуровневое психологическое явление, включающее личность в целом. В основе одаренности – высокий творческий потенциал, который может про- явиться сравнительно рано, уже на этапе дошкольного возраста [1]. В связи с этим становится особенно важной проблема поддержки детской одаренности и прежде всего в семье, оказывающей определяющее влияние на развитие до- школьника. Динамика современной семьи, как показывают исследования, связана со многими объективными и субъективными трудностями, характеризуется кри- зисными тенденциями [3–5 и др.]. Трудности и нарушения в детско- родительских отношениях могут оказывать существенное воздействие на бла- гополучие дошкольника в семье, осложнять раскрытие его дарований и деста- билизировать развитие в целом. Оказание эффективной психологической помощи семье в вопросах разви- тия детских способностей и одаренности требует научно-обоснованного подхо- да, предполагает тщательный анализ социальной ситуации развития ребенка (Л. С. Выготский). Результаты исследований Л. И. Божович и сотрудников ла- боратории под ее руководством, свидетельствовали о том, что для понимания характера воздействия среды на ребенка необходимо рассмотреть занимаемое им место в этой среде. «Такое рассмотрение позволяет понять идущие от среды воздействия не как простую их совокупность, а как некоторую определенную систему» [1, c.146]. Внутренние факторы – психологические особенности, сформировавшиеся в результате предшествующего опыта, тоже рассматрива- лись Л. И. Божович в системе, которая обозначалась понятием «внутренняя по- зиция» ребенка и складывалась из его потребностей и стремлений (субьективно представленных в соответствующих переживаниях) и обусловливала опреде- ленную структуру его отношения к окружающему миру и к себе. Преломляя и опосредствуя воздействия среды, становилась непосредственной движущей силой развития новых психических качеств. Изучение социальной ситуации развития, по мнению Л. И. Божович, пред- полагает «с одной стороны, анализ той системы объективных обстоятельств,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=