Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

118 тей. В исследовании участвовали 50 человек – учащиеся третьих классов ГУО «Средняя школа № 9» и ГУО «Средняя школа № 18» г. Пинска. Дополнитель- ным критерием был состав семьи: 25 учеников были из полных и 25 и непол- ных семей. Для сбора данных использовалась методика диагностики детских страхов «Страхи в домиках» А. И. Захарова и М. А. Панфиловой, а также методика ди- агностики детских страхов «Метод неоконченных предложений». Результаты проведенного исследования показали, что у детей из обеих групп среднее количество страхов превышают норму, предлагаемую А. И. За- харовым. У мальчиков наблюдается в целом меньшее количество страхов, чем у девочек вне зависимости от состава семьи. Содержание страхов младших школьников в большинстве случаев было связано со страхами войны, пожара, животных и страхами вымышленных пер- сонажей. Страх смерти отметили 90 % детей (45человек), страх войны 86 % (43 человека), страх пожара 86 % (43 человека) и страх нападения и бандитов 84 % (42 человека). Дети из полных семей проявили тенденцию к опасению «Меди- цинских страхов». Они испытывают страх заболеть в 72 % случаев, тогда как дети из неполных семей среди прочих страхов выражают страх перед болезнью в 40 % случаев. Характерными страхами для детей из неполных семей были страхи резких звуков (84 %), страшных снов (64 %), темноты (52 %). Наиболее упоминаемым содержанием страха животных являлся паук, а страхом вымышленного персонажа – клоун-убийца, главный герой фильма «Оно». Дети также высказывались о том, что пытались использовать психоло- гические техники в борьбе с данным страхом, но страх перед клоуном Пенни- вайзом не уменьшился. В ходе анализа полученных ответов с учетом состава семьи была выявлена связь с количеством и содержание страхов у младших школьников и составом се- мьи. Однако основным фактором, определяющим появление большого количества страхов у детей, на наш взгляд, является качество взаимоотношений внутри се- мьи. Кроме того, необходимо учитывать, что современные дети имеют свободный доступ к информации с цензурой, новостям о различных катастрофах, терактах, войнах, что отражается на содержании их страхов. Анализ полученных результа- тов исследования показывает, что необходимо проводить глубокое изучение со- держания страхов у детей на современном этапе развития общества. Литература 1. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав.– М.: Изд-во «Просвещение», 1990. 2. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вильнас.– М.: Изд-во МГУ, 1976. 3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.– М.: Изд-во «Юрайт», 2016.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=