Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

117 К. Д. Харитонович, студент УО «Белорусский государственный университет» (Минск, Беларусь) kira.nepovtorima@yandex.ru Т. И. Синица, кандидат психологических наук, доцент УО «Белорусский государственный университет» (Минск, Беларусь) СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ Страх, как одна из базовых эмоций, является неотъемлемой эмоциональ- ной составляющей психической жизни любого человека и может рассматри- ваться с двух сторон: как необходимость и как проблема. Страх регулирует деятельность и поведение людей, позволяет оценить ситуацию и мобилизует перед возможной угрозой. Также страх выполняет воспитательную функцию, используясь как средство контроля и наказания [1]. Но в избытке страхи могут нарушать развитие человека, препятствовать общению и затруднять доверие другим людям, искажать обучение, подрывать концентрацию внимания и бло- кировать творчество, а также вызывать различные симптомы, такие как бессон- ница, беспокойство и психосоматические расстройства [2]. Особенно важно рассматривать адекватность переживания страха детьми, в частности в переходные возрастные периоды. Открытость и восприимчивость ребенка в период младшего школьного возраста позволяет легко влиять на его психику. Именно в этом возрасте может происходить фиксация ребенка на оп- ределенных страхах, что негативно сказывается на успешности процесса обу- чения и развития личности ребенка [3]. Изменение окружающих условий (куль- турные и политические изменения, технический прогресс) ведет к появлению новых видов страхов [6]. Многие факторы влияют на формирование страхов у ребенка, однако се- мья занимает особую роль. Именно родитель знакомит ребенка с окружающим миром, задает стандарты поведения, учит ребенка, что есть хорошо, а что пло- хо, и обеспечивает ребенка необходимой поддержкой. Отечественный психолог А. И. Захаров также отмечал, что взрослые являются источником внушаемых детских страхов [5]. Рост многих опасений ребенка может быть поддержан или вызван родителями либо сознательно, либо бессознательно. Детерминантами страхов в семье являются гиперопека и гипоопека, не- удовлетворенные потребности в понимание, конфликтные отношения в семье, тревожность самих родителей и др. В проведенном нами исследовании обращается внимание на то, как изме- нились детские страхи в связи с изменением социальной ситуации развития де-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=