Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

116 вия. Учёные А. Л. Уманский, Е. М. Дубовская, Л. А. Петровская, Р. В. Овчарова и др. выделяют в процессе психолого-педагогического сопровождения лидер- ского потенциала подростка три составляющие: подготовленность педагогов к работе с лидерами; психолого-педагогическое обеспечение готовности подро- стка быть лидером; педагогическое конструирование поля лидерства [2]. Анализ литературы показал, что процесс развития лидерских качеств подро- стков будет протекать эффективнее при грамотном, целенаправленном психолого- педагогическом сопровождении взрослого (педагога-психолога, классного руко- водителя), которое будет происходить во взаимодействии семьи и школы. Формы взаимодействия семьи и школы классифицируются по-разному. Такие ученые как А. Т. Журбина, Ю. А. Генварева выделяют индивидуальные и группо- вые формы взаимодействия. К групповым формам взаимодействия школы и семьи относятся: общие и классные родительские собрания; привлечение родителей к со- вместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе и др. А к индивидуальной форме взаимодействия школы с родителями можно отне- сти: индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи; их анкетиро- вание, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей. И. В. Гребенниковым, И. А. Хоменко рассматрива- ются формы взаимодействия школы и семьи с точки зрения их использования в рамках информирования, просвещения, обучения и консультирования родителей. По мнению А. К. Васильевой, Г. М. Махаевой, Е. А. Чередовой и др. выра- ботка у детей лидерских качеств происходит более успешно в случае активной поддержки родителями всего процесса воспитания будущих лидеров, проявления интереса к учебе и деятельности детей. К процессу формирования будущих лиде- ров следует готовиться заранее, постоянно расширять и совершенствовать свои психолого-педагогические знания и педагогическую культуру; следует консуль- тироваться со школьным психологом, необходимо организовать систему действий родителей в деле воспитания лидера; изучить опыт такой работы; принимать не- посредственное участие в организуемых классом и школой мероприятиях [3]. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение развития лидер- ских качеств младших подростков будет продуктивно осуществляться только при качественном взаимодействии семи и школы. Литература 1. Жданова, М. Ю. Формирование лидерских качеств подростка в процессе ор- ганизации досуговой деятельности // Молодой ученый.– 2016.– № 7(6).– С. 77–78. 2. Литовченко, О. С. Содержание психолого-педагогического сопровожде- ния профессионального здоровья педагога / О. С. Литовченко // Мол. ученый.– 2014.– № 4.– С. 695–697. 3. Лукаш, С. Н. Роль семьи в формировании лидерских качеств у подрас- тающего поколении [Электронный ресурс] / С. Н. Лукаш // Науч. журн. Куб- ГАУ: (Scientific Journal of KubSAU).– 2015.– № 110.– URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-semi-v-formirovanii-liderskih-kachestv-u-podrastayuschego-pokoleniya (дата обращения: 17.10.2018).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=