Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

115 К. В. Танцура, студент IV курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) kristina7795@mail.ru К. Ю. Брешковская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) karine_br@mail.ru ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ Современное общество предъявляет к подростку все новые и новые требо- вания. Сегодня, подростку необходимы компетенции, которые помогают ему не только заявить о жизненной позиции, но и активно реализовывать и отстаивать её. Подростковый возраст – это определяющее время в развитии и становлении личности ребенка, на этом возрастном этапе ему достаточно сложно самоопре- делиться и следовать требованиям постоянно меняющегося общества. В обще- стве растет необходимость в молодых людях, способных по-новому и свежим взглядом посмотреть на решение насущных проблем, вести за собой. Формиро- вание лидерских качеств у подростков – один из важных факторов успешности личности так, как это позволяет ему уверенно себя чувствовать, гармонично расти и развиваться, смело ставить перед собой цели и задачи и решать их. Проблема лидерства в учебных группах рассмотрена в трудах Е. М. Дубов- ской, А. А. Русалиновой, Т. М. Щегловой, Т. Л. Крюковой, Н. М. Комаровой, Т. В. Бендас, С. В. Соловьева. Анализ литературы показал, что успех в социуме обуславливается набором определенных компетенций, которые могут помочь подростку определить собственную жизненную позицию и благополучно реа- лизовывать ее в рамках той или иной деятельности. Лидерские качествами при- нято рассматривать как совокупность определенных черт, свойств, которые по- зволяют подростку проявить себя в конкретном деле и уметь принимать ответ- ственные решения в значимых для группы ситуациях [1]. По мнению исследователей М. Р. Битяновой, О. С. Газмана, А. Д. Андрее- вой овладение лидерскими качествами будет продуктивнее протекать в процес- се их психолого-педагогического сопровождения. В настоящее время термин «психолого-педагогического сопровождения» получил широкое применение к сфере образования, проблемам организации обучения и воспитания в контек- сте модернизации образовании. Психолого-педагогическое сопровождение рас- сматривается как системе профессиональной деятельности психолога, направ- ленной на создание социально-психологических условий для успешного обуче- ния и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодейст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=