Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

113 Е. В. Романова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) rromanov76@mail.ru А. О. Фалина, студент II курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) stasiyafalina@mail.ru В. И. Борзикова, студент II курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) borzikova00@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКА С РОДИТЕЛЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬЕ Семья является одним из первых и важнейших институтов социализации ребёнка в современной России. Процесс социализации личности осуществляет- ся на протяжении всей жизни человека, однако на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Подростковый возраст тому не ис- ключение, это прежде всего период эмансипации ребенка от родителей. Про- цесс этот является сложным и многомерным. Несмотря на всё многообразие социальных отношений в жизни подростка, родители до сих пор остаются ос- новной моделью поведения в обществе. Главной особенностью подросткового периода является нарастание кон- фликтных ситуаций между двумя поколениями: детьми и их родителями. Кон- фликт нередко бывает на почве недопонимания родителями изменившейся со- циальной роли детей. Изменения, происходящие в жизни детей в подростковый период колоссальны. Ребенок, зачастую, стремится к самостоятельности, его поведение может резко измениться. В свою очередь, родители не всегда готовы изменить свое отношение к дочери или к сыну, так как все еще не видят в них взрослых. Конфликты между детьми и родителями могут возникнуть из-за ряда причин: гиперопеки взрослых, нарушения границ личностного пространства ребенка, несовпадения представлений о правах и об обязанностях детей. Ус- пешность взаимоотношений подростка и родителей непосредственно связана с последовательным увеличением его ответственности и самостоятельности. Однако, зачастую, взрослые не успевают подготовиться к дружественному, ин- тимно-личностному общению с детьми. Подросток для них по-прежнему оста- ётся в качестве ребёнка, и перевести его в статус взрослого родители не торо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=