Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

11 тельствует о том, что на сегодняшний день современная молодежь не уверена в своем будущем (вероятно, в связи с нестабильной социально-экономической ситуацией в стране и мире). На вопрос «Что для Вас в жизни самое главное?» респонденты выбирали несколько вариантов ответа из предложенных. Анализ результатов показал сле- дующие данные: семью как ценность выбрали 50 % девушек и 40 % юношей, любовь – 30 % девушек и 40 % юношей, здоровье – 30 % девушек и 10 % юно- шей, работа/карьера – по 20 % респондентов обоего пола, образование – по 10 %. Примечательно, что вариант ответа «дети» был выбран только лицами мужско- го пола (10 %). Это может свидетельствовать о том, что девушки с большей серьезностью относятся к вопросу деторождения, и, возможно остерегаются об- заводиться детьми в данном возрасте (19–21 год). 80 % респондентов на вопрос об актуальности воспитательной функции семьи в современном обществе ответили, что ведущая роль в воспитании детей принадлежит семье, а 20 % (все мужчины) считают, что семья и детский сад одинаково равноценны, что позволяет сделать вывод о том, что воспитательная функция семьи в современном обществе все еще играет важную роль. На вопрос «Как Вы считаете, стоит ли обсуждать личные проблемы в кру- гу семьи?» мнения разделились следующим образом: 30 % опрошенных счита- ют, что проблемы нужно обсуждать со всей семьей, 40 % – обсуждать, только с супругой/супругом, 30 % (все мужского пола) – не видят в этом необходимо- сти. Это говорит о том, что психотерапевтическая/коммуникативная функция (по крайней мере для девушек) еще не утратила своей значимости. 60 % на вопрос «Как Вы считаете, нужно ли проводить совместный досуг всей семьей?» ответили – «да, при возможности» и 40 % – «да, всегда». Такое процентное соотношение может говорить нам о том, что психотерапевтическая функция все также остается важной функцией института семьи. В современных условиях демократизации отношений полов, трансформа- ции общественного мнения в отношении семьи, брака и деторождения как ви- тальных ценностей актуальной становится проблема формирования и развития ценностно-ориентационной системы представлений личности о семье и семей- ных отношениях. Особенно это важно делать в юношеском возрасте. Подводя итог, хотелось бы отметить, что задачей всех педагогов, психоло- гов, социальных педагогов, а также других представителей сферы образования на современном этапе являетсяукрепление понятия семьи в системе ценностей современной российской молодежи, что возможно только при тщательном его изучении, формировании целостного представления динамики развития семьи как социального института, освобождении от стереотипов в суждениях о семье, о гендерных ролях мужчин и женщин. Литература 1. Харчев, А. Г. Социология семьи. Проблемы становления науки / А. Г. Харчев.– М.: Центр социального прогнозирования, 2003.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=