Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

108 И. С. Мартынова, ассистент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) irina_chukanova@mail.ru ПРОБЛЕМЫ ПРИОБЩЕНИЯ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования оп- ределяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира, в результате которого осуществляется социо- культурное развитие ребенка. [4] Под социокультурным приобщением к ценностям детей мы понимаем процесс социокультурного развития, в котором осваивается социальный опыт, формируется общение и взаимодействие с другими людьми, закладываются общественно принятые нормы и правила. У детей дошкольного возраста еще отсутствуют субъективное отношение к социокультурным ценностям, осознан- ное понимание их смысла, их оценка. Они не могут указать ценности, выделить привлекательные для них в других людях. Поэтому у ребенка должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности [1]. Однако, применительно к дошкольному возрасту процесс приобщения де- тей к социокультурным ценностям имеет ограничения, обусловленные особен- ностями возраста. Во-первых, ребенок-дошкольник постигает весьма ограни- ченное количество ценностей. В их число входит Человек и его Жизнь, Семья, Труд, Знание, Родина, Красота, Мир. Основаниями для их отбора являются: доступность для восприятия и понимания, ориентировка на духовные традиции общества, опора на общечеловеческую культуру, историю социума и конкрет- ного народа, гуманистическая направленность, ограниченность в количествен- ном отношении и обобщенный характер постижения, обеспечивающий гармо- низацию отношений человек – природа – общество [2]. Во-вторых, для дошко- льников характерен образный характер постижения социокультурных ценно- стей, на уровне наглядно-образного мышления и представлений о них. В- третьих, образное постижение ценностей должно включать в себя, как обяза- тельный элемент содержания, эмоциональные переживания, возможность про- явления отношения ребенка к ценностному образу. Ценностные представления в отличие от представлений восприятия включают в себя субъективно-личное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к явлениям окружающей дейст- вительности. Таким образом, проблема приобщения дошкольников к социокультурным ценностям на данный момент является актуальной. Несмотря на то, что данная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=