Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

106 стью к обучению в вузе при условии психолого-педагогического и родитель- ского сотрудничества. Мы предполагаем, что организация адаптационного процесса к обучению студентов-инвалидов в вузе будет протекать более продуктивно, если придер- живаться следующих трех форм адаптации, выделенных Никифоровым В. И. и Сурыгиным А. И.: физиологической, академической и социально-психо- логической [3, с. 32]. В нашем исследовании мы будем придерживаться соци- ально-психологической форме. Социально-психологическая форма адаптации выступает как приспособ- ление психики студентов с инвалидностью к новым условиям жизнедеятельно- сти. Для того, чтобы процесс социально-психологической адаптации протекал успешно необходимо, чтобы студент с инвалидностью имел четкое представле- ние об отношениях с окружающими, своих способностях, мог самостоятельно принимать решения, контролировать свое поведение, адекватно воспринимать и оценивать себя, соизмерять свои потребности и возможности. В связи с этим в данную форму мы включаем следующие компоненты: когнитивный, эмоцио- нально-ценностное отношение к себе, поведенческий и мотивационный. На мотивационный компонент большое влияние оказывают родители сту- дента-инвалида. Именно родители должны помочь ребенку лучше разобраться в своих возможностях и склонностях, а также выбрать профессию, которая бу- дет приносить радость, чувство удовлетворения и т. д. В подтверждение вышесказанному, А. А. Вайсбург пишет, что процесс со- циально-профессионального становления личности начинается в семье и про- ходит через все этапы жизнедеятельности человека. Поэтому для профессио- нального самоопределения так важно семейное трудовое воспитание [1, с. 34]. Чем раньше будет начата работа по выявлению причин, способствующих появлению у студентов с ОВЗ специфических трудностей, связанных с состоя- нием нарушенных функций и недоработками, тем эффективнее проходят про- цесс получения профессионального образования и последующее трудоустрой- ство этих лиц [4]. Таким образом, роль семьи в психолого-педагогическом сопровождении студентов с инвалидностью в ходе их адаптации к вузу заключается в создании условий для положительной мотивации к обучению. К окончанию первого кур- са студент должен хотеть и уметь учиться, а способствовать этому должно спо- койное отношение родителей к вузу, отсутствие у них завышенных требований к успехам ребенка, что в итоге приведет к отсутствию у него страха перед воз- можной ошибкой. Литература 1. Вайсбург, А. А. Организация профориентационной работы школы, ПТУ, предприятия / А. А. Басбург.– М., 2006. 2. Козырева, О. А. Модель инклюзивного образования студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья в КГПУ им. В. П. Астафь-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=