Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

105 Н. А. Степанова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) stepanova_na@inbox.ru Е. В. Лут, магистрант II курса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) elena.barabanova@yandex.ru УЧАСТИЕ СЕМЬИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ХОДЕ ИХ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Поступая в высшие учебные заведения, студенты с инвалидностью сталки- ваются с огромным количеством проблем, самой существенной из которых яв- ляется проблема психолого-педагогической адаптации. Ученые указывают на важную роль семьи в совместной работе с вузами, когда речь идет об организа- ции психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью в ходе их адаптации к обучению в вузе. Поступление ребенка в высшее учебное заведение часто является стрессом как для него самого, так и для его родителей. Поступая в высшее учебное заве- дение, у студента еще не сформированы готовность к обучению и умение учиться в вузе. В связи с чем, обучающиеся сталкиваются с совершенно новы- ми для них способами организации учебного процесса: с одной стороны, это высокая интенсивность изучения учебного материала, с другой стороны, недос- таточные навыки самостоятельной работы и привычка осваивать учебные зна- ния в готовом виде. Еще большие трудности испытывают студенты с инвалид- ностью. Если нормально развивающему студенту тяжело войти в новый учеб- ный процесс и коллектив, то студентам-инвалидам к тому же усложняют эти процессы их дефекты. В связи с этим важную роль в процессе психолого- педагогического сопровождения в ходе их адаптации к обучению в высшем учебном заведении играет семья. Решение многих вопросов обучения студентов невозможно без участия родителей. Ввиду этого наибольший интерес для нас представляет высказыва- ние О. А. Козыревой о том, что «одной из приоритетных задач психолого- педагогического сопровождения студентов-инвалидов является организация конструктивного сотрудничества, которое открывает перспективы его личност- ного роста, автоматически запускает процессы социальной адаптации и после- дующей успешной социализации» [2, с. 76]. То есть, данное суждение позволя- ет нам говорить о возможности успешной адаптации студентов с инвалидно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=