Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
103 А. В. Карандеева, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) karandeeva07@mail.ru ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В современной нестабильной демографической ситуации, сложившейся в нашей стране и во всем мире, становится очевидной необходимость особого влияния на воспитание подрастающего поколения. Зачастую родители, зани- мающиеся воспитанием детей, подвержены стереотипному мышлению и реаги- рованию, что не может адекватно сказываться на воспитании ребенка, в частно- сти ребенка подросткового возраста. Подростки острее чувствуют родитель- скую некомпетентность, что, в силу специфики данного возраста, может по- влечь за собой конфликты. Родители, уверенные в своей правоте, могут только усугубить ситуацию, так как в ответ на жесткие воспитательные воздействия родителей подростки прибегают к девиантному поведению [1]. Обращаясь за помощью к психологу школы, родители девиантных подро- стков, в большинстве своем, уверены в том, что отклоняющееся поведение их ребёнка является следствием компьютерных игр, доступности интернета, «не- хорошей» компании, но только не их влияния, как родителей. Поэтому психо- логу следует учитывать специфику взаимодействия с такой категорией родите- лей.Видами работы психолога с родителями школьников являются диагности- ческий, консультативный, превентивный и коррекционный. Диагностика нарушений в детско-родительских отношениях должна вклю- чать в себя выявление причин нарушений в поведении подростка, которые мо- гут лежать в особенностях отношения родителей к ребенку, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития подростка, либо в неправильно протекаю- щих процессах отношений родителей и ребенка, и, возможно, в сочетании всех трех причин. Консультативный вид работы психолога с родителями может быть направ- лен на преодоление педагогической некомпетентности родителя, либо на пре- одоление существующих трудностей, явившихся следствием неблагоприятной окружающей обстановки, либо на область общения и взаимодействия между всеми членами семьи (учитывая особенности и личности каждого), либо с при- влечением специалистов медицинской сферы, если в основе конфликтов роди- телей и девиантных подростков лежат болезни. Превентивный вид деятельности психолога зависит от конкретного вида девиации, и осуществляться на трёх уровнях (первичная, вторичная, третичная). Самый эффективный вид психопрофилактики – тот, который оказывает воздей- ствие на всю семью, потому что в этом случае наиболее вероятен успех в отно- шении влияния на причины и условия возникновения девиаций.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=