Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки
102 лое произведения, о том, как сюжет (порядок изложения) отличается от фабулы (порядка событий). Наиболее важными вопросами, оценивающими личностный смысл, являются следующие: есть ли в книге похожий на меня герой и как он изменяется в ходе рассказа и с ним меняюсь я, кого из знакомых можно лучше понять благодаря этой книге, какие формулировки проясняют мои неопреде- ленные мысли, что нового привносит книга в мое понимание жизни [2]. Для понимания литературы важнее могут быть другие вопросы, но суть за- ключается в том, что вопросы должны быть на синтез, анализ и личностный смысл. Н. Л. Мышкина в программе гибкого понимающего чтения по методике «ШАНС» (шкала аналитического синтеза) утверждает, что к каждому тексту нужно подходить с пятью вопросами-установками: 1) внимание на всесторонне восприятие текста, 2) поиск проблем, которые ставит автор, 3) осознание и оценка роли фактов, идей, проблем и решений, 4) определение авторской пози- ции, картины мира, понимание автора как личности, 5) осознание отношения к автору [3]. Эти вопросы-установки не только активизируют сознание, но и де- лают его открытым для новых фактов и идей из любого вида литературы. Усвоение культуры вопрошания происходит механизмами интериориза- ции, описанными Л. С. Выготским. Согласно Л. С. Выготскому, выделяется три типа перехода внешнего внутрь (интериоризации): вращивание по типу шва, вращивание целиком, вращивание структуры [1]. При усвоении читаемого ин- териоризация по типу шва – это запоминание при помощи рисунков, интерио- ризация целиком – это запоминание при помощи пересказа своими словами, а интериоризация структуры – это запоминание посредством анализа читаемо- го. В этом случае, собственная аналитическая деятельность является средством опосредования запоминания. И этой аналитической деятельности можно научить ребенка в диалоге над книгой в совместной деятельности чтения взрослого и ребенка, благодаря ис- кусству задавать вопросы. В этих тезисах мы осветили, какие вопросы важны для понимания литературы, и как совместную деятельность чтения использо- вать для развития диалогичности сознания. Литература 1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский.– М.: Педагогика, 1983.– Т. 3. Проблемы развития психики. 2. Домбровская, И. С. Введение в психологию чтения / И. С. Домбров- ская.– Гродно: ЮрСаПринт, 2017. 3. Мышкина, Н. Л. Гибкое скорочтение – ваш ШАНС. Путь к творчеству и профессионализму в чтении / Н. Л. Мышкина, Л. В. Кушнина, И. В. Беляева [и др.].– М.: АСТ; Восток–Запад, 2006. 4. Усачева, И. В. Самостоятельная работа студентов с книгой / И. В. Уса- чева.– М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=