Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

101 И. С. Домбровская, библиотекарь ГУК «Централизованная библиотечная система г. Гродно» (Гродно, Беларусь) joladom@yandex.by ФОРМИРОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ Проблема чтения с некоторых пор стала очень актуальна, потому что люди читают все меньше и меньше, потеряна традиция семейного чтения. А между тем, семейное чтение было модным в ХIХ веке в семьях Толстого, Достоевско- го и всех русских дворян. Под семейным чтением понималось чтение вслух для детей и взрослых. В настоящее время семейное чтение возрождается под поня- тием диалогического чтения, которое шире понятия семейного чтения. Диалогическим чтением обычно называют чтение взрослых с детьми, при котором ведется обсуждение книги. Существует еще одно понимание диалоги- ческого чтения – индивидуальное чтение в режиме внутреннего диалога с кни- гой. Два этих понятия связаны между собой, потому что диалог родителя с ре- бенком постепенно интериоризуется и становится внутренним диалогом ребен- ка. А способность к внутреннему диалогу является признаком развитости соз- нания и даже признаком зрелой личности. Для развития у ребенка диалогично- сти необходимо умение задавать вопросы по книге и о книге, стимулировать возникновение вопросов у него. Описать виды вопросов при совместном чтении взрослого с ребенком, как возникают вопросы и какими они могут быть – задача данных тезисов. Исходя из разработок И. В. Усачевой по методике чтения, можно сказать, что вопрос выступает как реакция на проблемную ситуацию Наиболее частыми проблемными ситуациями при чтении являются ситуации: 1)новизны текста и сложности содержания, при которых следует задавать прежде всего такие во- просы как «Что это значит» и «О чем это говорит», 2)противоречивость содер- жания, при которых от читателя необходима постановка перед собой задач ус- тановить объективную причину противоречия или определить, что противоре- чие кажущееся при помощи выхода из текста в контекст, 3)неполнота содержа- ния, при которой важны вопросы о том, «от чего еще это зависит» [4]. Кроме вопросов, возникающих как реакция на проблемную ситуацию, мо- гут быть вопросы, инициируемые субъектом. При чтении это вопросы на синтез понимания, на анализ содержания и на оценку личностного смысла. Мне ви- дится, что для качественного чтения художественной литературы важно искать ответы на такие синтезирующие вопросы как: почему такое название, как нача- ло и конец текста связаны друг с другом, в каком отрывке концентрируется смысл целого текста, на какой другой текст похож этот текст. Среди важных аналитических вопросов могу выделить вопросы о наиболее употребительных словах (понятиях и феноменах, которые стоят за словами), о структуре речи (стиле), о том, как детали (герои, события, сюжетные линии) вписываются в це-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=