Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
99 Однако среди многочисленных исследований, посвященных изучению про- блемы ценностей человека, особо следует отметить труды В. А. Караковско- го, В. Н. Сагатовского, В. А. Ядова, в которых говорилось о существовании ключевых ценностей, определяющих деятельность в основных сферах жизни. В большинстве их ценностных классификаций в качестве ведущего входит понятие «семья». В традиционной формулировке понятие «семья» рассматривается, как система взаимоотношений между супругами, детьми, родственниками, объ- единенными совместной хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной моральной ответственностью, осуществляющая физическое и духовное вос- производство населения, преемственность семейных поколений и социали- зацию детей [5].Теоретический анализ трудов философов, социологов, педа- гогов, психологов, показал, что понятие семьи многозначное и многоплано- вое. Ученые представляют семью как социальный институт, от функциони- рования которого зависит стабильность, а, следовательно, и безопасность всего социума [5], [6]. Рассматривая семью как базовую ячейку общества ученые (О. Конт, Ф. ЛеПле, Э. Гидденс, В. Г. Харчева, Д. И. Чеснокова, Н. Д. Шимин, Н. К. Юр- кевич)подчеркивали, что, во-первых, семья меняется со временем, в соответст- вии с переменами в обществе, хотя и является одним из наиболее стабильных социальных институтов, а, во-вторых, педагогическая и психологическая необ- ходимость семьи обусловлена потребностью общества в выполнении семьей репродуктивной и воспитательной функций, что гарантирует продолжение су- ществования самого человечества [5], [6]. На сегодняшний день реализация функции воспитания вновь вернулась в семью, следовательно, возросла обще- ственная потребность и социальная необходимость в понимании и представле- нии семьи как ценности. В трудах ученых семья как ценность представляет собой с одной стороны, как элемент социальной регуляции полоролевых, родственных и межпоколен- ческих взаимоотношений, а с другой – как поведенческий стандарт, разделяе- мый в обществе и формирующий у человека предпочтительную ориентацию поведения и деятельности [3]. Характеризуя понятие семьи, удалось выделить две стороны семьи как ценности: – семья как объект, воспитывающий определенные ценности (супружест- во, родительство, родство, любовь, дружбу и т. д.); – семья как непосредственно сама ценность, которая имеет существенное значение в обществе. Таким образом, ценность семьи определяется ее воспитательной функцией, так как именно в ней закладываются основы личности ребенка, элементы нрав- ственности, воспитываются привычки поведения. Семья как первый воспита- тельный институт способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Кроме то- го, ценность семьи заключается в том, что семья – это важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=