Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

98 Т. И. Сапронова, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) tatyana.sapronova2015@yandex.ru К. Ю. Брешковская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) СЕМЬЯ КАК ЦЕННОСТЬ Cоциально-экономические преобразования, как в России, так и за рубе- жом, значительно изменили понимание роли и значения семьи в социуме сре- ди молодежи, в результате чего стала наблюдаться тенденция разрушения традиционных семейных устоев. Следствием таких изменений является столк- новение установленных и утвердившихся традиций с современным миропо- ниманием. Одним из главных последствий такого отношения является обост- рение социальных проблем в российской семье. Современные представления о семье, ее месте и роли в обществе связаны, по мнению ученых, со следую- щими причинами: – свобода сексуальных отношений; – пропаганда эгоистического и потребительского образа жизни; – нежелание все большего числа людей вступать в брак по церковному или светскому обряду; – молодые люди определяют своими приоритетами обучение, карьеру и материальное обеспечение, а значимость института семьи подвергают сомне- нию [2, с. 286].Таким образом, данные факторы стали основанием к пересмот- рению и переосмыслению системы ценностей человека. Проблема ценностей человека как одна из важнейших для педагогики и психологии нашла отражение в исследованиях как зарубежных ученых, так и отечественных: В. Франкла, Г. Олпорта, А. Маслоу, Э. Фромма, В. А. Ядова, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева. Данные ученые внесли серьезный вклад в по- нимание категории «ценность» и по-разному рассматривали классификацию ценностей человека исходя из различных аспектов человеческой деятельности. Исследователи подчеркивали, что человек как личность представляет собой систему ценностей, которые в зависимости от внешних факторов и внутренних переживаний способны меняться. Таким образом, человеческие ценности опре- деляют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления развития личности. Человечество не может суще- ствовать без определенной системы ценностей, так как окружающая его дей- ствительность, формирует у него представления, мировоззрения, принципы, которые представляют в себе многообразный, необъятный ценностный мир.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=