Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
95 Следующим значимым фактором становления агрессивных форм поведе- ния являются взаимоотношения со сверстниками: агрессивное поведение свя- зано с положением ребенка в кругу своих сверстников, отвержение ребенка другими детьми, низкий социальный статус в группе сверстников так же про- воцирует его к применению агрессивных форм поведения. Третьим фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения являются средства массовой информации и, прежде всего кино и телевидение. Как отмечает Гребенкин Е. В., дети особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство – неспособность понимать других людей. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в группе. В его основе лежит особая структура самосознания ребенка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой ребенок видит только их отношение к себе – другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достиже- нию его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют ребенку увидеть других, пережить чувство связи и общности с ни- ми. Поэтому для него так трудны сочувствие, сопереживание или содействие [1]. Многие исследователи отмечают, что в семьях, воспитывающих агрессив- ных детей достаточно часто прослеживается непоследовательность родитель- ского стиля воспитания. Это обстоятельство необходимо учитывать при психо- логическом сопровождении таких семей. Основными видами психологического сопровождения семе, воспитываю- щих детей с агрессивным поведением, могут являться: 1. Психологическое консультирование, заключающееся в укреплении ро- дительской компетентности, эмоциональная и информационная поддержка, по- мощь в разрешении текущих проблем. 2. Установление партнерских отношений с семьей ребенка, вовлечение ро- дителей в работу с детьми. 3. Организация тематических родительских собраний, привлечение роди- телей к организации детских школьных праздников. Следует отметить, что эффективность психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с агрессивным поведением, существенно возрас- тает, когда присутствует ощутимая поддержка усилий психолога и ребенка со стороны родителей и педагогов. Важнейшим принципом эффективности психо- логического сопровождение таких семей является использование всего много- образия психологического и педагогического инструментария. Литература 1. Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учеб.- метод. комплекс / Е. В. Гребенкин.– Ростов н/Д: Феникс, 2006. 2. Полина, Ю. С. Агрессия, ее проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей [Электронный ресурс] / Ю. С. Полина // Электрон. версия журн. «Вопросы психологии», 2006.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=