Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

94 Е. А. Орехова, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) orexowaelizaweta@gmail.com Научный руководитель – А. В. Карандеева , старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В настоящее время в психологической науке все актуальнее становятся проблемы, касающиеся психологического сопровождения семьи. Одним из ви- дов семей, остро нуждающимся в подобном сопровождении, является семья, воспитывающая агрессивного ребенка. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых про- блем современной педагогической и психологической науки. Среди психологи- ческих особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют сле- дующие: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы, вследствие различных причин (травмы, болез- ни и пр.) [2]. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окру- жающим, но и самому себе. Традиционные формы воздействия, как убеждение и объяснение, приведение положительных примеров и призывы не обижать других людей оказываются малоэффективны. Агрессивные дети и так знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, которого приводят в качестве образца, может вызвать только неприязнь. Агрессии, как и всякой другой реакции, можно научиться через подражание. Дети дошкольного возраста, наблюдавшие, как взрослые выражают агрессию, впоследствии подражали действиям взрослых. Так же подражанию способствуют фильмы – и тем более мультфильмы – агрессивной тематики, после просмотра ко- торых дети плохо засыпают, спят тревожно, днем раздражительны и агрессивны. При психологическом сопровождении семьи, воспитывающей ребенка с агрессивным поведением, необходимо уяснить, что зачастую корни агрессив- ного поведения кроются именно в самой семье. Семья может одновременно де- монстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепле- ние. Именно в семье ребенок проходит свой первый этап социализации и именно там он может усвоить первый урок агрессивного поведения. Этому способствуют: характер семейных взаимоотношений, постоянные ссоры, скандалы, драки, ме- жду родителями. Во-вторых, это стиль семейного руководства: частые и неоп- равданно жестокие наказания, отсутствие контроля и присмотра за детьми.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=