Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

81 Э. В. Шелиспанская, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Ю. П. Лавринова, студент V курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ФОРМИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ Перед современной общеобразовательной школой сегодня стоят новые за- дачи: согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, школа должна сформировать у учащихся сово- купность «универсальных учебных действий» (УУД), в число которых входят и коммуникативные универсальные учебные действия [1]. В наше время без развитых коммуникативных умений ребенку трудно приспособиться к новой обстановке, добиться успеха в учебе, завести друзей, раскрыть свой творческий потенциал. Обладая данным качеством, он, напро- тив, сможет успешно адаптироваться к социальной реальности: коммуникатив- ные действия помогут ему присваивать новый социальный опыт, развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся общества. Поэтому, перед педагогами начальной школы ставится задача формирова- ния у учащихся коммуникативных УУД. В урочной и неурочной деятельности развитие коммуникативных УУД всесторонне изучено. Многие педагоги и пси- хологи в своей работе применяют разнообразные приемы и методы развития коммуникативных УУД. Однако, ребенок в школе проводит лишь часть време- ни: он приходит из семьи, где нет опытного наставника, который мог бы закре- плять полученные знания, развивать коммуникативные умения. Между тем, развитие коммуникативных УУД, как и личностных качеств, происходит только в комплексе, в единстве всех социальных сред в том числе и в семье, как главного института развития ребенка. Так, Борис Зиновьевич Вульфов, одним из «значимых для ребенка носителем положительного соци- ального знания и повседневного опыта» выделяет в том числе и семью [2]. Се- мья составляет первую общественную среду ребенка, передает своим воспи- танникам культурные и моральные ценности. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют суще- ственнейшую роль в жизни каждого человека и то, какой личностью станет ре- бенок, в большей степени зависит от родителей [4]. Авторский подход к формированию УУД представлен в инструктивных ма- териалах Н. В. Штильмана [5]. В них, указывается, что содержание деятельности

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=