Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
78 тановить четкие запреты, но их не должно быть слишком много. Этой линии поведения необходимо придерживаться всем членам семьи. – гибкость в действиях. Для успешного преодоления трудностей, родителям стоит расширить пра- ва и обязанности ребенка, позволить малышу стать более самостоятельным, по возможности не вмешиваться в его дела. Помимо верной стратегии поведения, родителям полезно иметь в запасе различные педагогические приемы. Во время истерики ребенка лучше взять на руки и отнести в безлюдное ме- сто, чтобы дать возможность успокоиться. В этот момент объяснения бесполез- ны, их стоит отложить до того момента, пока ребенок не успокоиться. Игру можно использовать как средство сглаживания вспышек негативиз- ма. Например, если ребенок отказывается есть, то не нужно настаивать, можно посадить куклу за стол и предложить ребенку накормить ее, перед этим объяс- нив, что кукла хочет есть по-очереди. Подобным образом можно обыгрывать и другие ситуации. Таким образом, можно сделать несколько выводов. Во-первых, кризис трех лет один из самых известных и изученных кризисов развития, что дает педаго- гам и родителям большой простор для анализа и последующего грамотного вы- страивания воспитательного процесса и личностного общения с ребенком трех- леткой. Во-вторых, существует необходимость психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах возрастных кризисов детей, особенностях их протекания и стратегий поведения в разных ситуациях. И в-третьих, как бы тяжело и бурно не проявлял ребенок симптомы кризиса «Я сам», необходимо давать понять ребенку, что он нужен и любим, относиться к нему, как к полно- ценному члену семьи со своими потребностями и желаниями и тогда все возни- кающие трудности будут без труда преодолены. Литература 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова.– 4-е изд., стереотип.– М.: Изд. центр «Академия», 1999. 2. Будинайте, Г. Л. Современный стратегии воспитания / Г. Л. Будинайте // Отечественные записки.– 2004.– № 3. 3. Выготский, Л. С. Кризис трех лет / Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Полн. собр. соч.: В 6 т. – М., 1984.– Т. 4. 4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя.– М., 2001. 5. Лисина, М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / М. И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей.– М., 1982. 6. Ушинский, К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропо- логии» / К. Д. Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. – М., 1990. 7. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Избр. психол. труды; Под ред. В. В. Да- выдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=