Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

77 к деспотизму. Л. С. Выготский объяснял эти поведенческие особенности тем, что ребенок пытается установить новые для него и более высокие формы отноше- ния с окружающим социумом. И, в подтверждение этой версии, Д. Б. Эльконин называл кризис 3х лет кризисом социальных отношений, вместе с этим психо- лог подчеркивает, всякий кризис отношений является частью выделения «Я по- зиции». То есть ребенок начинает себя осознавать, как отдельную личность. Еще одно важное приобретение в результате кризиса трех лет, обозначен- ное детским психологом М. И. Лисиной, – гордость за достижения. Важно от- метить, что одобрение и похвала родителей, воспитателей и т. п. рождают чув- ство собственного достоинства и поэтому чрезвычайно важны в данном возрас- те для формирования личности, адекватной самооценки. Опираясь на знания, полученные в ходе изучения кризиса трех лет, учен- ные смогли выделить и причины его возникновения. Среди них: – объективное возрастное развитие ребенка с переходом на новую, более высокую ступень психологического развития. – при тенденции ребенка к самостоятельности взрослый сохраняет старый тип отношений и не перестраивает свое поведение, ограничивая этим актив- ность ребенка. – протест ребенка, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Можно сделать вывод, что ребенок ведет борьбу за автономию, право вы- бора и участия. Эта тенденция является важным условием для полноценного личностного развития на этапе перехода к новому возрастному этапу «Дошко- льный возраст». Исходя из вышеизложенного сформулированы основные ошибки, совер- шаемые при общении старшего поколения с ребенком, переживающим кризис трех лет. 1) Неимение твердой родительской позиции и определенности, чего и как требовать от ребенка. К сожалению, очень часто разные члены семьи не способны договориться о принципах воспитания, что создает дополнительные трудности. 2) Требование от ребенка полного повиновения. Оно лишь еще больше на- калит атмосферу, либо сломает волю ребенка. Последствие типичных родительских ошибок – «порочный круг»: ошибки вызывают негативные эмоции ребенка, а их увеличение приводит к эмоцио- нальным срывам родителей. В современной науке сформировались определенные стратегии воспитания ребенка 3х лет, они способны предупредить отрицательные проявления кризиса «Я сам». По мнению психологов, занимавшихся данным вопросом, чтобы удачно миновать кризис трех лет, надо помнить о принципах: – твердость в намерениях, Необходимо учитывать, что ребенок испытывает характер родителей, про- веряет по несколько раз в день действительно ли нельзя то, что было запрещено утром, в обед, вчера и т. д. В этом случаи очень важно проявить твердость и ус-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=