Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
76 И. А. Кузнецова, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) irkuz100698@mail.ru СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ С РЕБЕНКОМ 3 ЛЕТ: ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ Опыт зарубежных и отечественных ученых в области таких наук как со- циология, педагогика и психология доказывает, что воспитание – явление глу- боко социальное. Это обусловлено тем, что сущность данного процесса опреде- ляется передачей общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему, преследующей цель формирования определенных ценностных ориентаций, принципов поведения, устоявшихся в данной социальной среде. Исходя из этого можно также сделать вывод, что воспитание связано с поведе- нием человека. Об этом писал еще К. Д. Ушинский, он утверждает, что при- вычки, т. е устойчивые стереотипы поведения возможно сформировать целена- правленно, путем длительного планомерного воздействия (воспитания). Рассматривая вопросы воспитания нельзя не отметить, что в настоящее время складывается ситуация его депривации, начиная уже с дошкольного и преддошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего проблемой психо- логической безграмотности взрослых. Ее причина – высокий уровень занятости и, как следствие, нехватка времени и психологических ресурсов для воспитания собственных детей. Все вышеперечисленные факторы обуславливают актуальность проблемы воспитания ребенка трех лет в семьях. Действительно, зачастую родители не- доумевают, когда только что покладистый ребенок начинает проявлять негати- визм, упрямство, строптивость и т. д. Они (родители) склонны считать все это результатом недостатка внимания, любви или просто резко обострившейся ка- призностью своего чада. В связи с этим выбираются неверные стратегии поведения с ребенком трех лет, что обостряет протекание кризиса и взаимоотношения между ребенком и старшими членами семьи. Именно поэтому очень важно вовремя проводить пропедевтические работы, посвященные теме «Кризис 3х лет», а также давать ре- комендации касательно того, как правильно контактировать с ребенком в данный кризисный период, как сгладить негативные поведенческие проявления. Анализ литературы показал, что изучением кризиса «Я сам» у ребенка за- нимались многие отечественные психологи. Однако впервые особенности про- текания кризиса были описаны американской писательницей Эльзой Келлер в ее труде «О личности трехлетнего ребенка». Ею в частности были выделены основные симптомы-проявления данного периода; это негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=