Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
75 зицию доминирования и лидерства, вызывая у подростка чувство несостоятель- ности и подчиненность. Использование принципа принуждения в сочетании с отдельными проявле- ниями попустительства и игнорирования воспитывает у подростка низкую спо- собность к адекватной оценке принуждения и агрессии со стороны окружающих. Лица, способные вызывать у подростка эмоциональное напряжение, неосознанно идеализируются и идентифицируются с родителями. Императивные вмешательст- ва посторонних воспринимаются подростками без критики и сопротивления, что и характеризует их способность становиться жертвами преступления. В результате родительского принуждения у подростка формируются такие виктимные свойства, как: • фрустрированность в стремлении к личностному самоопределению и социальному росту (возможность критически оценить особенности контакта с родителями и выработать независимый стиль самостоятельного поведения подавляется с помощью родительских санкций. Подросток чувствует неспособ- ность к развитию собственной личности); • инфантильные эмоциональные реакции. Фрустрация, связанная не толь- ко с прямой или косвенной угрозой подавления насущных интересов подрост- ка. Ситуация, близкая к возникновению угрозы извне, характеризуется появле- нием регрессивных реакций обиды, испуга, подчиненности; • реакция эмансипации с возникновением необоснованного доверия по- сторонним лицам. Способность подростков к освобождению от родительской опеки сопровождается идеализацией личностей с агрессивными наклонностями и императивными чертами характера [2]. Анализировать работу, проводящуюся в рамках парадигмы психологиче- ского сопровождения семей виктимных подростков, предельно сложно: методы и приемы в ходе работы так часто изменяются, что их трудно зафиксировать. Специалист, осуществляющий сопровождение, постоянно поддерживает вы- бранное на начальном этапе направление работы, но проявляет гибкость. Реально благополучная семья, психологически благополучная семья – является краеугольным камнем профилактики виктимного поведения. То, что виктимность поведения в основном определяется личностными качествами, не отменяет этого вы- вода, но только усиливает его. Потому, что сами эти качества формируются во мно- гом именно в процессе семейной социализации, детерменированы стилями семейно- го воспитания и особенностями межличностных отношений в ней [1]. Литература 1. Реан, А. А. Семья как фактор профилактики и риска виктимного поведения / А. А. Реан // Нац. психол. журн.– М.: Изд-во: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоно- сова.– 2015.– № 1 (17).– С. 3–8. 2. Шигашов, Д. Ю. Предиспонирующие факторы в развитии виктимного поведения подростков при насилии в семье / Д. Ю. Шигашов // Вест. Ленин- град. гос. ун-та им. А. С. Пушкина.– 2013. – Т. 5. – № 3. – С. 97–103.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=