Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

74 А. В. Карандеева, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) karandeeva07@mail.ru ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ПОДРОСТКА С ВИКТИМНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В настоящее время в психологии имеются значительные теоретические на- работки и накоплен большой практический опыт психологического сопровож- дения семей различного типа, с различными психологическими проблемами [1]. Изменяющиеся социально-экономические условия в жизни общества обостря- ют многие проблемы, в том числе и в аспекте межличностных отношений меж- ду родителями и детьми, когда фактор насилия становится одним из негатив- ных последствий, влияющих на формирование виктимного поведения потер- певших, а также является угрозой повышения риска заболеваний психоневро- логического профиля среди подростков [2]. Любовь, забота и ответственность – вот краеугольные основания мораль- но-психологического благополучия семьи и успешного просоциального разви- тия личности ребенка в ней. В современной психологической науке, в рамках одной из наиболее авторитетных концепций личности (Маслоу, 1999), принято считать, что потребность в любви, признании и уважении является одной из фундаментальных потребностей личности. И она входит в пятерку основных, базовых потребностей человека, наряду с потребностями выживания – то есть, физиологическими и потребностью в безопасности [1]. Нередко личность и поведение потерпевшего выступают в роли фактора, определяющего поведение преступника. Факторами детерминации процесса виктимизации несовершеннолетнего потерпевшего могут быть как внутренние виктимогенные факторы (личностные и поведенческие характеристики потер- певших), так и характеристики внешней среды, в частности предкриминальные ситуации (объективные обстоятельства, складывающиеся непосредственно или в момент преступления, не связанные ни с виктимностью жертвы, ни с ее пове- дением). Внутренние виктимогенные факторы тесно связаны с личностью по- терпевшего, представляют собой такие виды виктимности, которые сами по се- бе детерминируют процесс его виктимизации (половозрастная, виктимность – патология и ролевая), так и те виды виктимности, которые реализуются в пове- дении жертвы (виктимогенные деформации личности, стрессовая виктимность). Психологическое воздействие родительского принуждения часто реализу- ется через повторные упреки, особенно когда авторитарный родитель, чувствуя, что подросток взрослеет и становится независимым, умышленно ослабляет над ним контроль, чтобы потом использовать в качестве упреков подростку его не- зрелые поступки. Таким образом, авторитарный родитель возвращает себе по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=