Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
70 сти к людям (улыбнулся, отдал игрушку), обучать способам выражения сочув- ствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздоро- ваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, и, тем более, подкреплять эти действия поло- жительной оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребе- нок очень восприимчив в данном возрасте к оценке взрослого, он как бы «про- щупывает» правильность своего поведения через эту оценку быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником можно пред- ложить детям следующие упражнения. – «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он стано- вится в круг. Остальные дети, представляя, что они это – его мама, папа, де- душка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя. – «Улыбка». Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в гла- за, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть. – «Комплимент». Дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза сосе- ду, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкус- ное», «сладкое», «молочное слово». Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение: – Предложить детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его на- строение. Родители могут оказывать посильную помощь в ведении дневника. – Поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них пред- ложить детям сложить плохое настроение, в другой – хорошее, до этого необ- ходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении. Также можно предложить детям и родителям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции»: – «Лица». Дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое... – Мимическая гимнастика. Дети хмурятся, как осенняя туча, как рассер- женный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое. – «Маски». Один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску. Для совершенствования у детей умения общаться без слов нужно дать им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игру «Угадай». Один ребенок воспроизводит жест, а другие отга- дывают его значение. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации необходимо анализировать с детьми и их родителями такие ситуации, которые
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=