Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

69 И. А. Исаев, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) isaeffiv@yandex.ru Научный руководитель – А. В. Карандеева , старший преподаватель ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка с взрослыми и сверстниками. Гуманные отношения (в детском возрасте) – это: 1) форма межличностных отношений, основанных на принципах гуманности; 2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром, другими людьми и с самим собой [2]. Большую часть своего времени ребенок-дошкольник проводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников. Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личности че- ловека. Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосоз- нания ребенка, выделением себя из социального окружения. Исследования по- казали, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит совместной деятельности, предполагающей реальное сотрудничество ребенка сначала со взрослым, затем со сверстником. Сложно переоценить возможности семьи дошкольника в становлении гуманного отношения к сверстникам. Гуманное воспитание – основной стержень общей системы всестороннего развития личности. А. В. Запорожец называл умение понять другого новым ви- дом внутренней психической активности ребенка. Гуманное воспитание до- школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельно- сти. Ребенок испытывает влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали. Поэтому особенно важно привлекать семью ребенка к работе по формированию гуманности, осо- бенно, если психологам и педагогам достаточно очевидно, что в семейном вос- питании имеются явные пробелы в этом отношении. Главное направление в психологическом сопровождении семьи дошколь- ника с целью формирования у ребенка гуманного отношения к сверстникам – проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=