Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

67 щества. Такое понимание родительства, приносящее пользу, как детям, так и их родителям, в европейском контексте определяется как позитивное и компе- тентностное, т. к. оно осуществляется для взаимной выгоды всех. Программы и инициативы, представляющие различные концепции и подходы, но объеди- ненные идеями позитивного родительства, базируются на следующих ключе- вых элементах: – непредвзятая и нестигматизирующая ориентация, предполагающая раз- нообразие моделей семьи, опыта родительства, поощрение таких ценностей, как доверие, взаимность, неформальность и взаимное уважение и партнерство. Чувство недоверия, основанное на страхе, в сочетании с девальвацией усилий родителей вызывают негативные последствия для оказываемой обществом поддержки, что не позволяет достичь желаемого результата. Cовременный кон- текст позитивного родительства предполагает ориентацию в рамках сопровож- дения таких семей, которая, в первую очередь, должна быть непредвзятой, ос- нованной на отношении искреннего доверия, сочувствия и уважения, позволяя родителям обрести уверенность в себе и в том, что предлагаемая помощь явля- ется желательной, полезной и позитивной; – «восходящий подход» ориентирован на более широкую активность роди- телей, исходящую из семей, в сопровождении и поддержке с позиции позитив- ного родительства. Учет родительских мнений и идей при разработке содержа- ния программ позволят им реализовать роль не только получателей помощи и услуг со стороны других акторов социальной деятельности, но и стать актив- ным и заинтересованным участником этих процессов. Эффективными являются различные типы групп родителей, в том числе группы самопомощи, где «обыч- ные» родители делятся своим опытом решения различных проблем и ресурса- ми, которые могут стать полезными и помочь другим родителям. Данный под- ход по сопровождению и поддержке семей позволяет изменить стратегии и пу- ти оказания помощи, начиная с «однородных рецептов снизу вверх», чтобы двигаться в сторону «восходящих» гетерогенных формул [1]; – многофункциональные и «гибкие» услуги, в первую очередь, на местном уровне как наиболее близком к семье. Поскольку каждая семья уникальна, ее сопровождение и поддержка также должны быть уникальными. Ключевым по- ложением является необходимость признания разнообразия потребностей каж- дой семьи и поиск творческих способов реагирования на уникальные обстоя- тельства этой семьи. С этих позиций, осуществляется более широкая мобилиза- ция потенциала школ и всей системы образования на местном уровне, направ- ленная на предоставление комплексных многофункциональных услуг и помо- щи, адаптированных к той среде, в которой проживают родители и дети. Программы и инициативы по сопровождению и поддержке семей, бази- рующие на идеях позитивного родительства, представлены в разных европей- ских странах. Так, в Испании длительное время успешно действуют программы в различных регионах: – “El Programa de parentalidad positiva” («Программа позитивного роди- тельства», Кантабрия), реализующая проекты «Семейная встреча», «Семейная

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=