Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
66 И. С. Данилова, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) danilovais@yande.ru ПОЗИТИВНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ИСПАНИИ Родительство – концепт, который с 60-х годов XX века широко распро- странен в междисциплинарных исследованиях, посвященных проблемам детст- ва, семьи и воспитания. Сегодня интерпретация данного понятия обусловлена сложными и разнообразными социокультурными условиями европейских об- ществ, в которых все чаще ставятся под сомнение идеи демографического об- новления, а вместе с ними и роль современной семьи, и место ребенка в ней. Несмотря на то, что родительство развивается in situ, находясь под значитель- ным влиянием социо-экономических и социо-культурных стратегий каждой конкретной страны, исследователи [1] отмечают сходство проблем, с которыми сталкиваются европейские страны сегодня в отношении восприятия современ- ного родительства и деятельности по его сопровождению и поддержке. В евро- пейских сообществах наблюдается процесс ремоделирования контекста вос- приятия родительства, предполагающего признание разнообразия форм семьи и семейных ценностей; сохранности семейной жизни как модели-эталона, даже если в этой семье происходят трансформации в разнообразных аспектах ее жизнедеятельности; эволюции родительства как совокупности психических и эмоциональных изменений (перестроек), которые позволяют взрослым вы- полнять свою роль родителей, то есть удовлетворять физические, эмоциональ- ные, интеллектуальные и социальные потребности своих детей. Европейские исследователи и различные институты (службы), занимаю- щиеся проблемами детства, семьи и воспитания, широко используют целост- ную концепцию сопровождения и поддержки современных семей, представ- ляющую содержание и контекст современного родительства, объединяющую три взаимосвязанные системы: потребности развития ребенка, способности ро- дителей или опекунов реализовывать эти потребности надлежащим образом, а также средовые положительные или негативные воздействия. Согласно этой многомерной модели, сопровождение и поддержка современных европейских семей представляет собой результат взаимодействия доступных ресурсов и способностей родителей, потребностей развития ребенка, семьи и средовых факторов. И в этом аспекте современное родительство проявляется в форме «сообщества»: родителей, детей, муниципальных служб и образовательных уч- реждений, государства. Каждый актор этого взаимодействия имеет свои обяза- тельства и наделен (или должен быть) ресурсами для их выполнения, для реа- лизации своих прав и обязанностей. Конечная цель деятельности этого сообще- ства - улучшение качества жизни детей, их родителей и, в конечном счете, об-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=