Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
62 в тех ситуациях, когда малышу ничего не грозит. Такие дети особенно чувстви- тельны к происходящему вокруг. Некоторые родители ставят пред детьми задачи, с которыми их чадо не в силах справиться. Бывает так, что в случае неудачи детей начинают оскорб- лять, ругать. Все это зачастую приводит к заниженной самооценке. Тревожные малыши очень тяжело переживают собственные неудачи, они с легкостью мо- гут отказаться от того вида деятельности, в котором испытывают сложности. За тревожными детьми можно заметить вредные привычки невротического характера: грызут ручки, ногти, сосут пальцы, крутят и выдергивают волосы. Эти манипуляции помогают ребенку снять напряжение, успокоиться. Рисование может помочь распознать тревожных детей. Как правило, ри- сунки таких ребятишек сильно заштрихованы, линии толстые из-за сильного нажима на карандаш, маленькие размеры изображений. Зачастую такие дети заостряют свое внимание на мелких деталях. Проанализировав психолого – педагогическую литературу по выбранной теме, мы пришли к выводу, что тревожные дети живут в постоянном страхе, напряжении, их поведение отличается частыми проявлениями беспокойства, они чувствуют, что в любой момент может произойти, что – то плохое. Зачас- тую тревожность приводит к проблемам в социальном взаимодействии челове- ка с окружающим миром, а также к снижению работоспособности. Находясь в состоянии тревоги, детям свойственно испытывать, переживать не одну эмо- цию, а целый ряд различных эмоций, каждая из которых в свою очередь оказы- вает влияние на их социальные взаимоотношения, на поведение, восприятие и мышление. Родители должны помочь своему чаду преодолеть тревогу, то есть создать для него такие условия, в которых ему не будет страшно. В том случае, если ребенок боится спать без света, то пускай засыпает с включенным светом. Если он боится спросить время у прохожих, то спросите вместе с ним. Этим вы де- монстрируете ему, как можно решать тревожащие его проблемы. Родители должны стать для него опорой, то есть делать вместе с ним, а не вместо него. Литература 1. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов.– М.: ПЕР СЭ, 2008. 2. Васина, Ю. М. Проблемы влияния информационной среды на воспита- ния ребенка в семье / Ю. М. Васина // Материалы междунар. науч.-практ. конф. 21–22 окт. 2015 г. на базе ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагоги- ческий университет им. Л. Н. Толстого» «Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддерж- ки».– Тула, 2015.– С. 145–148. 3. Мусина, И. А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам вос- приятия времени: Автореф. дис. … канд. психол. наук / И. А. Мусина.– М., 1993. 4. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан.– М.; Воронеж, 2000.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=