Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

61 oбразoвание и свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [3]. Многообразие теоретических разработок в данной области отражает отсут- ствие единого взгляда на проблему тревожности. Однако, исследования в об- ласти этого вопроса должны продолжаться, имея при этом и практический, и теоретический смысл. Огромное значение по отношению к личности ребенка играют внутрисемейные межличностные отношения. Целью нашего исследования стало выявление особенностей поведения тревожных детей в семье. Как известно, определенный уровень тревожности являетсянеотъемлемой и естественной особенностью активной, интенсивной деятельности личности. Каждый индивид имеет свой оптимальный либо желательный уровень тревож- ности – это так называемая полезная тревожность. Анализ человеком собствен- ного состояния в данном отношении представляется для него значимым компо- нентом самоконтроля и самовоспитания. Тем не менее, высокая степень тре- вожности является субъективным проявлением неблагoполучия личности. В настоящее время проводится множество исследований, в которых изу- чаются различные аспекты влияния семьи на ребенка. Плохие отношения ре- бенка с родителями, неправильное воспитание малыша – все это может являть- ся причинами возникновения тревожности у детей. Многие ученые считают, что именно семья играет очень важную роль в формировании и развитии лич- ности ребенка. Важное место в условиях внутрисемейного межличностного взаимодействия занимают как отношения между супругами, так и между роди- телями и детьми. Дети из тех семей, где господствуют доброжелательные от- ношения, любовь – менее тревожны, чем дети из тех семей, в которых часто происходят конфликты. В исследовании внутрисемейных отношений важное место отводится ро- дительским установкам. Бодалев А. А. и Столин В. В. под родительскими уста- новками понимают «систему или совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителями и способов поведения с ним». По мнению Э. Берна, родительские установки передаются из поколения в поколение и влияют на мировоззрение человека в будущем, определяя его от- ношение к самому себе и к миру. [1] Многие ученые считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте именно мальчики более тревожны, нежели девочки (они становятся тревожны после 12 лет). Однако, девочки больше переживают из-за взаимоотношений с окружающими, а мальчики – из-за наказания и насилия. Отдельная тема для обсуждения – это компьютерные игры, связанные с насилием, убийствами, стрельбой. Дети (мальчишки) по природе своей – раз- рушители. Ломая игрушки, домики из кубиков и другие предметы, они делают это неосознанно, они так познают мир, испытывая его на прочность. Но делая это в реальном мире, они причиняют боль другим и испытывают ее сами [2]. Каждому ребенку присуще страхи, но у тревожных детей количество страхов гораздо больше. Отмечаются систематические проявления беспокойства даже

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=