Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

5 к осуществлению воспитательной деятельности в семье, представленный сово- купностью компетенций и личностных качеств и выражающийся в способности эффективно выполнять воспитательную функцию. Структуру педагогической компетентности многие ученые представляют в виде набора компетенций (В. А. Сластенина, А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина). И. А. Комарова выделяет ценностно-смысловые, интеллектуально-познава- тельные, коммуникативные, деятельностные и рефлексивные компетенции, ов- ладение которыми, по мнению автора, будет способствовать развитию роди- тельской компетентности в вопросах воспитания детей [3, с. 60]. Основываясь на взглядах ученых на сущность и характерные особенности педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, мы данный феномен представляем как структурное образование, включающее мотивационный (стремление родителей к овладению опытом воспитания для достижения положительных результатов в семейном воспитании), интеллекту- альный (знания о закономерностях развития и воспитания детей, знание основ народной педагогики, методов, средств, приемов воспитания), действенно- практический (деятельность родителей по овладению знаниями, их практиче- ское применение в процессе семейного воспитания, умение определять цель и задачи воспитания и прогнозировать его результаты) и рефлексивный (спо- собность родителей объективно оценивать и нести ответственность за результа- ты семейного воспитания) компоненты. Каждый из выделенных компонентов играет определенную роль в формировании компетентности родителей в во- просах семейного воспитания, несформированность одного из них ведет к не- удовлетворительному результату всей воспитательной деятельности родителей. В процессе формирования компетентности родителей большое значение имеет мотивация, которая определяет позицию родителей по отношению к вос- питательной деятельности, наличие мотивов внутреннего саморазвития и само- совершенствования себя как воспитателя. По мнению российских ученых Т. Н. Даниловой, Л. Н. Лобановой, педагогическая компетентность родителей детерминируется не только мотивацией, но и уровнем общего интеллектуаль- ного развития. Интеллектуальное развитие рассматривается в контексте лично- стных достижений и рационального использования личностного потенциала, умений накапливать, анализировать и синтезировать информацию, самостоя- тельно пользоваться информацией при решении проблемных ситуаций. Из вы- шесказанного следует, что интеллектуальный компонент педагогической ком- петентности родителей предполагает не только определенную сумму знаний, но и умение синтезировать их и использовать в воспитательной деятельности. По- этому важнейшим компонентом в структуре родительской компетентности яв- ляется действенно-практический компонент. Процесс формирования компетентности родителей в вопросах семейного воспитания невозможен без формирования рефлексии как универсальной спо- собности к самоанализу, самооценке, самовоспитанию. Рефлексивный компо- нент компетентности родителей включает в себя следующие показатели: уме- ние анализировать свой опыт, делиться им, оценивать результаты применения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=