Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

44 С. А. Филиппова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) wega-04@yandex.ru А. А. Масленникова, магистрант факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) anytaaa09@rambler.ru АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСТВА СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА Детство современного ребенка характеризуется чрезмерной заорганизо- ванностью. Этому способствуют не только образовательные программы дет- ского сада, утренники, праздничные мероприятия, конкурсы с участием детей, но и увеличение рынка дополнительных образовательных услуг, ставших в по- следние годы чрезвычайно популярными. Невзирая на тенденции демократизации и персонификации современного образования, выражающиеся в приоритете развития над обучением, учете ин- дивидуальных особенностей ребенка, ведущего вида деятельности, здоровьес- бережения в процессе обучения, – призванных полностью обеспечить индиви- дуальные образовательные потребности ребенка в условиях образовательной организации (ДОО, школы), рынок спроса и предложения коммерческих услуг для дошкольников с каждым годом растет. В последние годы стало чрезвычай- но модным и престижным водить ребенка на «развивашки», родители, не де- лающие этого, испытывают психологический дискомфорт в общении с другими родителями, поскольку предметом разговоров часто являются дети и обсужде- ние посещаемых ими занятий. Ребенок становится заложником родительских ожиданий и амбиций. Руководствуясь идеей «после 3-х уже поздно» и стараясь не отстать от друзей и знакомых в стремлении развивать ребенка, родители жертвуют действительно важное: общение в кругу семьи, совместные игры и досуг, свободное время ребенка, – то, что невозможно компенсировать ника- кими достижениями. Безусловно, развивающее образование – актуальное направление развития современной образовательной среды, но, во-первых, так ли необходимо дубли- ровать то, что ежедневно происходит в детском саду, а во-вторых, являются ли занятия в развивающих центрах – развивающими? Ориентируясь на ожидания родителей, – людей чаще всего неискушен- ных в вопросах дошкольного образования, в развивающих центрах реализу- ются, по сути, технологии обучения навыкам учебной деятельности – чтению, письму, счету. Популярностью также пользуются занятия художественно-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=