Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

41 Роль гендерного аспекта в системе семейного воспитания также не была однозначна. У большинства народов отец был в семье неограниченным власте- лином. Возвышение семьи и брака получает особое признание в эпоху гума- низма. В это время обосновывается прочность семьи на основе данных приро- дой чувств супружеской и родительско-сыновней любви, что было значитель- ным шагом по сравнению с церковно-аскетическим взглядом на семью как вто- ростепенный фактор по сравнению с единственно прочной и законной привер- женностью человека Богу в эпоху средневековой культуры. Интересны мысли гуманистов об особой ответственности родителей за воспитание маленьких детей [4, с.76–77]. Так, Веджо называет ряд условий по поводу образа жизни родителей перед появлением ребенка: воздержанная жизнь отца, чтобы не опозорить своих будущих детей и не передать им по на- следству свою распущенность; умеренность в пище и питье вина перед зачати- ем, «чтобы не родить пьяницу или обжору»; соответствующий возраст родите- лей, чтобы произвести здоровых, крепких духом и телом детей. Среди прочих ценностей семейного воспитания гуманистами признаются: важность вскарм- ливания ребенка матерью (долг женщины от природы), особая любовь матери к ребенку в первые годы его жизни (Альберти считал, что ребенок должен быть подальше от отца, в грубых руках которого его подстерегают опасности). В по- следующем особую заботу родителей должно вызывать физическое и нравст- венное воспитание. Отцу надо всячески заботиться, чтобы в доме ребенок не чувствовал к себе ненависти и чтобы в семье он видел только похвальные при- меры, родители должны жить честно и разумно и быть примером для детей, ибо, как отмечал Веджо, примеры важнее наставлений. Особо подчеркивалась ответственность матери за привитие детям таких добродетелей как почитание Бога, родины и родителей. «Только те будут пода- вать добрые надежды, кто Бога боится, законам повинуется, родителей почита- ет, старших уважает, с равными прост, с младшими мягок» [4, с. 81]. Обращение студентов к истории гуманистической педагогической мысли по вопросам семейного воспитания позволяет постепенно формировать у них понимание того, что только влиянием женщины в условиях семейных отноше- ний мужское и деспотическое чувство долга «обращается в отрадное чувство любви, сознание добра – в непосредственное его осуществление» [5, с. 57]. Аналогичную мысль высказывают многие выдающиеся педагоги и после- дующих столетий. Так, П. Ф. Каптерев роль женщины в семейном воспитании определяет следующим образом: «В постановке семьи, ее настроении, в той домашней атмосфере, которая присуща каждой семье, самое большое значение принадлежит женщине, матери. Она чаще и больше остается с детьми, чем отец; она ближе к детям, чем отец, и больше вникает в детские нужды, лучше понимает детские интересы и потребности» [1, с. 100]. Вместе с тем, красной нитью в рассуждениях гуманистов и их последова- телей проходит идея о недопустимости как изнеженности и избалованности женским воспитанием при излишней мягкости матери, недостаточном внима- нии отца, так и суровых наказаний. «Те, кому угрожают, кого бранят и бьют,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=