Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

4 Е. Н. Герасимович, аспирант УО МГПУ им. И. П. Шамякина (Мозырь, Республика Беларусь) gerasimovich_elena@bk.ru НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Современная семья рассматривается как важнейший институт воспитания, обширные и многообразные возможности которого позволяют заложить осно- вы нравственного, эстетического, жизненного опыта ребенка, что обуславлива- ет рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с семейным воспитани- ем, его роли в социуме и формировании личности. Признание приоритета се- мейного воспитания повышает ответственность родителей за формирование и воспитание подрастающего поколения. В современных условиях основными проблемами, затрудняющими семей- ное воспитание, по мнению Е. В. Антиповой, являются: экономические и соци- альные трудности, что приводят не только к снижению уровня внутрисемейно- го эмоционального настроя, но и отрывают родителей от проведения полноцен- ной воспитательной работы с детьми; резкое расслоение общества по матери- альному благосостоянию, что привело к тому, что многие добродетели, на ос- нове которых строилось воспитание в семье, не воспринимаются подрастаю- щим поколением; забвение традиций народной педагогики, содержательные компоненты которой наделены высоким педагогическим потенциалом; тенден- ция к увеличению числа семей, где только один, в лучшем случае – два ребенка, где дети не получают достаточных практических навыков по уходу и воспита- нию за своими братьями и сестрами; усилившееся влияние средств массовой информации, демонстрирующие чуждые традиционной семье мораль и обычаи; изменение в морально-психическом климате семьи [1, с. 10]. Круг проблем, очерченных Е. В. Антиповой, не является исчерпывающим. На наш взгляд, одной из основных проблем, влияющей на семейное воспитание, является некомпетентность родителей в вопросах воспитания детей в семье. Педагогическую компетентность родителей современные ученые рассмат- ривают как способность родителей справляться со своими воспитательными функциями, понимать потребности ребенка и создавать условия для их разум- ного удовлетворения (Е. В. Рылеева); как совокупность личностно-деятель- ностных характеристик компетентного родителя, которые проявляются в го- товности и способности принимать ребенка как ценность, владеть базовыми психолого - педагогическими знаниями (В. В. Селина); как системное образова- ние, совокупность определенных характеристик личности и ее педагогической деятельности (С. С. Пиюкова) [2, с. 60]. Таким образом, педагогическая компетентность родителей в вопросах се- мейного воспитания – это высокий уровень подготовленности родителей

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=