Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

38 Недостаточный надзор за ребенком, характерный для либерального стиля воспитания, отмечается в семьях, как с высоким, так и с низким социальным статусом, как в полных, так и в неполных семьях, которые являются наиболее уязвимыми в воспитательном отношении (А. А. Реан). В настоящее время большее количество семей – неполные. Они классифи- цируются в зависимости от того, какой из родителей отсутствует и в какой сте- пени (смерть одного из супругов; распад браков; внебрачная рождаемость). Среди приведенных причин внебрачной рождаемости отводится значительное место. Распад брака сопровождается определенными факторами, оказывающи- ми отрицательное влияние на развитие личности ребенка, это, в первую оче- редь, неблагоприятная обстановка в семье, которая не может не сказаться на формировании нравственности ребенка, его мироощущении. Младшие школь- ники особенно остро переживают развод родителей. Развод со всеми его об- стоятельствами – система отрицательных факторов, оказывающих воздействие на психическое и нравственное становление личности детей [1]. Данные статистики показывают, что подавляющее большинство правона- рушителей – это дети из неполных семей. Такие дети чаще подвержены поро- кам общества (наркомания, алкоголизм и т. п.), что объясняется влиянием структуры семьи на формирование ценностей человека. В большинстве случа- ев, дети из неполных семей в дальнейшем создают неполные семьи [3, С. 79]. Неполная семья может воздействовать на успеваемость ребенка, на его по- зицию в жизни (активная, пассивная) и т. д. Такие семьи не обладают той сово- купностью возможностей, как полные семьи, поскольку на первый план встают материальные проблемы. В неполной семье, чаще всего, о детях заботится женщина, создавая необходимые условия, в то время как воспитание и, в част- ности, общение с детьми отходит на второй план, что отрицательно сказывается на воспитании, в особенности мальчиков, испытывающим потребность модели мужчины в мире. Важным фактором воспитания в неполной семье, соответст- венно, является морально-психологический. Неполная семья, возникшая в ре- зультате распада брака, наиболее уязвима со стороны ее воспитательного по- тенциала, поскольку, в случае отсутствия отца, существует вероятность, что мать снова выйдет замуж, а у детей, как правило, не складываются отношения с отчимами [2]. Особое место в системе отношений детей и подростков принадлежит мате- ри. В процессе социализации группа ровесников в значительной степе- ни замещает родителей, ведет к ослаблению с ними эмоциональных связей. Ос- лабление связей с родителями, их «обесценивание» является характерным для подросткового и юношеского возраста. Но для большинства молодых людей именно мать остается главными эмоционально близким человеком (А. А. Реан). Таким образом, в каждой семье свои особенности воспитания детей, и по- разному протекает процесс становления личности ребенка. Однако, самым главным является то, что семья помимо организации жизни человека, наполня- ет ее первым социальным опытом. Для развития ребенка в семье важны не только родители, но и их взаимоотношения между собой, и их взаимоотноше-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=