Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

37 Н. А. Степанова, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) stepanova_na@inbox.ru НАРУШЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Современная социокультурная ситуация является многосложной и проти- воречивой. Особое место в социокультурной среде принадлежит семье. Семья, как рассматривал ее С. Л. Рубинштейн, представляет собой духов- но-нравственный союз (сообщество), состоящий из родителей и детей, обла- дающий устойчивостью, постоянным характером и связанный в единстве не только жилищем и экономической зависимостью, но ценностями, целями и чувствами, основанными на кровном родстве. Семья выступает как основной фактор социализации, развития и воспитания ребенка. Поэтому остается акту- альной проведение планомерной и целенаправленной работы по изучению про- блем современной семьи, актуализация вопросов семейного воспитания, семей- ных взаимоотношений, формированию ценностного отношения к семейным ролям в постоянно меняющемся социокультурном пространстве. Однако, многочисленные исследования ученых, социокультурные и пси- холого-педагогические реалии констатируют, что современная семья, являю- щаяся архи важным фактором развития и социализации любого человека, сего- дня находится в глубоком кризисе. Причинами такого положения выступают низкая материальная обеспе- ченность, безработица, растущая инфляция, политические и национальные конфликты, переоценка ценностей. Перечисленные явления нарушают слож- ную систему выполнения взаимосвязанных функций, которые в данном кон- тексте рассматриваются как способы проявления активности и жизнедеятель- ности ее членов. Учеными выделяется несколько функций семьи, среди которых наиболее распространенными являются: репродуктивная, экономическая, (или психоло- гическая), хозяйственно-бытовая и воспитательная (А. Г. Харчев, В. М. Мац- ковский). В настоящее время наиболее значимой функцией, которую выполняет семья, является функция социально-психологической поддержки (рекреатив- ная), которая реализуется в потребности в доверительном общении, сопережи- вании и ласке, в ощущении стабильности и определенности. Следующей приоритетной функцией является функция воспитания под- растающих поколений. Но семья сегодня не готова к эффективной и полноцен- ной ее реализации. В связи с этим семья также может стать фактором будущих несчастий ребенка, источником его конфликтов с социумом, источником деви- антного, а в крайнем варианте, и криминального поведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=