Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

33 Семья является источником ресурсов, способствующих социализации и адаптации ребенка. Благодаря специфике семейного воспитания формируют- ся способы совладающего поведения, семья является транслятором ценностей, формирует картину мира, базовые установки в отношении к себе и окружаю- щим, влияет на темпы когнитивного, эмоционального и нравственного развития ребенка, обеспечивает доступ к профессиональной помощи и пр. В кругу мер, направленных на защиту детей от негативного воздействия информационной среды, первостепенное значение имеют меры профилактиче- ского, а не ограничительно-запретительного характера. Причем в формирова- нии резистентности (невосприимчивости) ребенка к разного рода негативным воздействиям значительную роль также играет семья. Условия семейного вос- питания, снижающие риски наступления негативных последствий взаимодейст- вия ребенка с информационным пространством, складываются из высоких по- казателей психологического и нравственного благополучия самих родителей, их образованности, компетентности в вопросах воспитания детей. Целью воспитания, обучения и развития ребенка является его успешная социализация, которая не является неким итогом, поскольку длится всю жизнь. В основе этого процесса лежит гибкость, приспособляемость, адаптивность к условиям среды, а также способность противостоять негативному воздейст- вию. Соприкосновение со средой, преодоление трудностей, – дает необходи- мую тренировку, является необходимым условием адаптации: так формируется иммунитет, физические качества (сила, выносливость), личностные качества и поведенческие стратегии, повышающие жизнеспособность индивида. Крайности воспитательного воздействия: гипер- и гипоопекающее влияние снижают адаптивные возможности ребенка. Стремление максимально обезопа- сить среду, оградить ребенка от столкновения с проблемами может в перспек- тиве осложнить адаптацию к жизненным реалиям. Компетентный подход, вы- ражающийся в создании пространства для активного освоения ребенком окру- жающей действительности, с ориентаций на возрастные, индивидуальные воз- можности ребенка в совладании с негативным воздействием и трудностями, применение адекватных мер психолого-педагогического воздействия, – позво- ляют снижать риски негативных последствий информационного влияния, не снижая адаптационных возможностей детей. Литература 1. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и раз- витию: Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс.– URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 12.07.2017).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=