Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

32 ские психологи, психотерапевты из России, Белоруссии, Украины, Грузии. Большинство экспертов отмечают актуальность указанной проблемы: более 80 % указали, что в их практике были случаи обращения, прямо или косвенно свя- занные с негативным воздействием информационной среды. Одна из тем опросов касалась наличия в современной информационной среде информации, способной оказать негативное влияние на психическое здо- ровье и развитие детей: большинство опрошенных специалистов (77 %) счита- ют, что современная информационная среда содержит такую информацию; 67 % опрошенных указывают на неоднозначность последствий ее влияния на детей, поскольку сама по себе вредная информация является зачастую не источником, а триггером в формировании негативных последствий. Влияние вредной ин- формации может иметь: необратимые последствия, обратимые последствия (в случае коррекции или спонтанной ремиссии), а также не влиять на здоровье и развитие. Такой широкий спектр последствий вплоть до полного их отсутст- вия свидетельствует в пользу утверждения, что сама по себе вредная информа- ция не является детерминантой возникновения отклонений в показателях здо- ровья и развития. В соответствии с онтогенетическими механизмами развития фактор «вредная информация» стоит рассматривать в совокупности с фактора- ми: наследственности, влияющими на специфику нейрофизиологических и психофизиологических механизмов функционирования психики, темпера- мент; факторами среды – и в первую очередь, семейного воспитания (психо- эмоционального благополучия родителей, родительской компетентности и пр.). В ряду наиболее вероятных негативных последствий воздействия на ре- бенка информационной среды эксперты выделяют: риск формирования нереа- листичных представлений об отношениях, внешности людей, ценностях и пр. (91%), риск возникновения невротических состояний (зависимостей, тревожно- сти, депрессивности и пр.) (64 %), риск формирования неконтролируемого по- требительского поведения (64 %), риск возникновения нарушений нормального хода развития ребенка (когнитивного, эмоционального, нравственного, соци- ального) (55 %). В ряду факторов, наиболее значимых для обеспечения безопасного взаи- модействия детей и подростков с современной информационной средой, экс- перты выделяют факторы профилактического характера, связанные с характе- ром педагогического воздействия и спецификой социальной среды: – целенаправленное формирование свойств личности, знаний и навыков, снижающих восприимчивость к негативному влиянию среды (82 %), – семейные факторы (благополучные отношения внутри семьи, компе- тентность родителей в области воспитания детей) (82 %), – благополучное социальное окружение (компетентные педагоги, психоло- ги, развитая культурная среда) (73 %). Факторы ограничительно-запретитель- ного характера имеют меньший вес в ответах: – правовая защита детей и ограничение доступа к определенным ресурсам (46 %), – идеологическое совершенствование СМИ (цензура) (46 %).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=