Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

31 С. В. Пазухина, доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) pazuhina@mail.ru С. А. Филиппова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) wega-04@yandex.ru СЕМЬЯ КАК ИСТОЧНИК И РЕСУРС СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ * Современная информационная среда несет в себе риски и угрозы психиче- скому здоровью, развитию и благополучию детей и подростков. Принимаются меры, направленные на решение указанных проблем: доступ детей к опреде- ленным ресурсам ограничивается, потенциально опасная для детей информация маркируется специальными знаками и пр. [1]. Это, безусловно, способствует решению вопросов защиты детей от вредной информации, но вместе с тем, соз- дает зачастую излишний ажиотаж и спекуляции вокруг указанной проблемы. Остракизму подвергаются дискретные, часто вырванные из контекста элементы информационного пространства, тогда как истинные причины наблюдаемых негативных явлений остаются вне фокуса внимания. СМИ, активно освещая вопросы защиты детей от вредной информации, сами становятся источником стресса и эмоциональной напряженности. Вряд ли есть в России родители, у которых темы «опасные игрушки», «группы смерти», «сексуальные домога- тельства в соцсетях» и т. п. не вызывают тревоги. При этом далеко не в каждой семье существует рациональный, основанный на знаниях и компетентности, подход к анализу информации при выработке воспитательной стратегии: опре- деленная часть родителей попадает под влияние слухов, ажиотажа, пропаганды, лженаучных данных, собственной тревожности и пр. Меры, принимаемые ро- дителями при отсутствии компетентности и в условиях повышенного стресса чреваты усугублением проблем. Необходимость повышения компетентности родителей при взаимодействии с современной информационной средой пред- ставляется очевидной. С целью изучения мнения компетентного сообщества по вопросам защиты детей от негативного влияния информационной среды нами были проведены опросы, в которых приняли участие психологи сферы образования, клиниче- * Публикация подготовлена в рамках выполнения проекта РФФИ № 17-16-71004 а(р)).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=