Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
25 А. А. Минина, кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» (Псков, Россия) anu1ta1@mail.ru ВЗАИМОСВЯЗЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ОБРАЗОВАНИЯ * Считается, что наиболее верный путь совершенствования образования (и обучения, и воспитания) – это предупреждение педагогических ошибок, со- вершаемых педагогами и родителями, что предполагает знание и умение кор- ректировать наиболее типичные из них. Ошибки семейного воспитания – пси- хические и личностные проявления взрослого (старшего) члена семьи, неадек- ватные ситуации взаимодействия «взрослый – ребенок», неправильный выбор приемов и методов воспитательного воздействия на ребенка, использование ко- торых приводит к неэффективной воспитательной деятельности [1]. К традиционно выделяемым неэффективным родительским стилям доба- вились ошибки семейного воспитания, связанные с глобализацией мировых процессов, развитием науки и техники. Кроме того, компьютеризированный мир с новейшими технологиями представляет зачастую угрозу для развития де- тей, с которой родители в силу своей некомпетентности не могут справиться самостоятельно. В связи с вышеизложенным возникло понятие «компетентный родитель». Т. В. Коваленко определяет родительскую компетенцию как соци- ально-педагогический феномен, представляющий собой совокупность взаимо- связанных качеств личности родителя, включающих когнитивную, ценностно- мотивационную, эмоциональную и поведенческую составляющие, задаваемых по отношению к своему ребенку, и необходимых для качественной реализации воспитательного воздействия на ребенка. [2]. Решение проблемы развития компетентности родителей многие исследова- тели и практики видят в непрерывном образовании матерей и отцов. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что уровень и профиль образования ро- дителей отразится на их компетентности. В исследовании родительской компетентности, проведенного в апреле–мае 2017 года на базе четырех дошкольных образовательных учреждений Псков- ской области, приняло участие 59 родителей дошкольников, из них имеющие высшее образование – 33 человека (включая 1 – ученая степень); имеющие психолого-педагогическое образование (независимо от уровня) – 14 человек. Были исследованы следующие блоки показателей: социальные характеристики семьи, особенности ребенка, межличностные отношения в семье, особенности * Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рам- ках научного проекта № 17-16-60003.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=