Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
20 тивность; отношение социальной среды к семье; традиции нации, народности, места проживания семьи, которые усваиваются в виде представлений об обще- человеческих ценностях, правилах и нормах поведения; традиции семьи (се- мейные нормы и правила поведения); интеллектуальный уровень участников группы, в которой воспитывается ребенок [В. С. Торохтий, 1996]. Вышерас- смотренные факторы позволяют воссоздать педагогическую атмосферу процес- са первичной социализации детей в семье. Однако исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере опре- деляют частные факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, которые определяют все последующее развитие знаний, отношений и установок родителей на процесс воспитания ; расположенность к полу ребен- ка в семье – отцу всегда ближе сын, а матери – дочь; педагогическая культура общения родителей, отражающая систему знаний и навыков тактичного пове- дения в различных ситуациях, а также знания о психологических последствиях для другого человека той или иной формы поведения; мотивы рождения ребен- ка (стремление стабилизировать отношения между собой, действовать как все, рассмативают ребенка как цель жизни, стремление обеспечить себе беззабот- ную старость и т. д.), определяющие последующее отношение родителей к вос- питанию; установки супругов на воспитание детей, которые обозначают субъ- ективные ориентации родителей как членов социальной группы по отношению к тем или иным объектам, людям, ценностям, обусловливающим определенные (нравственные, этические, физические, половые, правовые и др.) нормы пове- дения своих детей; уровень притязаний родителей по отношению к ребенку, отражающий уровень сложности воспитательных задач, выбранных супругами, на осуществление которых они претендуют [Л. Б. Шнейдер, 2000]. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями: преобладающим в семье настроением, индивидуальными способностями супругов к воспитанию детей, склонностью родителей к эмоциональной разрядке и юмору, [В. Влади- славский, 1989]. Процесс социализации в семье осуществляется в результате усвоения образцов поведения родителей, которое до подросткового возраста является эталоном для подражания. Хорошее знание родительских норм- образцов и моделей поведения позволяет не искать заново решения стандарт- ных ситуаций, а вести себя автоматически, в соответствии с принятыми в дан- ной среде усвоенными шаблонами. Естественно, больше всего благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стиму- лирует, и направляет его развитие. Различные типы разрушительного поведе- ния родителей (или других взрослых, значимых для ребенка) приводят к психи- ческим деформациям, снижению самооценки, веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и разви- тия ребенка. Психологические проблемы родителей, неверие в собственные си- лы, отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают дети [Т. В. Андреева, 2005; С. П. Иванова, 2016; В. Д. Мен-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=