Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
193 Основные трудности связаны с развитием у детей словесно-логической памяти, так как ее развитие идет в непосредственной взаимосвязи с развитием словесной речи. У детей с нарушением слуха, даже в условиях специального дошкольного образования, отмечается задержка в формировании смысловой памяти, в сравнении со слышащими детьми. Из-за недостатка ее развития проявляются и трудности при овладении приемами опосредованного запоминания. На успешность запоминания слов и овладения словесно-логичес- кой памяти оказывает влияние степень нарушения слуха и грамматическая категория слов. Именно поэтому родителям младших школьников с нарушением слуха очень важно уделять внимание развитию у этих детей словесно-логической па- мяти, с помощью обучения приемам опосредованного запоминания. Для решения данной проблемы родителям нужно рекомендовать основные приемы развития опосредованного запоминания. 1. Смысловая группировка – разделение материала на смысловые куски, с выделением главных, опорных пунктов для каждой части и для всего мате- риала в целом. 2. Классификация – для более прочного запоминания материла его можно разделить на определенные части. Например: знакомые - незнакомые слова и т. п. 3. Ассоциации – материал запоминается гораздо лучше, если при запоми- нании информации удается ее логически связать между собой или привязать к значимому событию или предмету. 4. Схематизация – материал, гораздо легче запомнить, если разделить представить его в виде схемы, выделив при этом его главных частей. 5. Достраивание материала – информация легче запоминается, при соеди- нении смысловых частей, продумывание их связи, добавляя что-то от себя. 6. Личные комментарии – вовлекают в процесс запоминания информации эмоциональные и интеллектуальные компоненты, которые помогают оставить яркий след и лучше сохранить информацию в памяти. 7. Использование картинок – улучшает запоминание привлечение нагляд- ного материала, привязывание к ним различные названия предметов или слово- сочетания [1]. Приведем пример некоторых коррекционно-развивающих упражнений, ко- торые могут использовать родители для улучшения словесно-логической памя- ти детей. «Свяжи пару». Для проведения это игры родителям необходимо придумать несколько пар слов несвязанных между собой по смыслу. Ребенку предлагает- ся пара слов, для лучшего усвоения и привлечения внимание ребенка, можно использовать наглядный материал. В результате выполнения задания ребенок должен составить предложения, соединяя эти слова общей мыслью. «Ассоциации». Перед началом игры покажите ребенку наглядно несколько предметов, а затем произнести слова для запоминания, попросив ребенка по- добрать к запоминаемому слову соответствующий предмет (часы-время). Не
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=