Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

192 М. А. Карцева, студент III курса факультета психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) masha-karseva@mail.ru М. В. Бут-Гусаим, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) marlyakh@yandex.ru ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Память, как один из основных познавательных процессов, играет важную роль в нашей жизни. Она лежит в процессе познания и без ее участия не может быть осуществлена ни одна психическая функция человека. Как писал И. М. Сеченов, что без памяти, наш прежний опыт, ощущения, впечатления, исчезали бы из нашего сознания, оставляя нас в положении новорожденного. Таким образом, память – обеспечивает единство личности, связывает прошлое человека с его настоящим и играет одну важных ролей в процессе развития ребенка [2]. Память является важной составляющей процесса обучения. Главной особенностью памяти младших школьников является то, что именно на этом возрастном этапе она начинает развиваться по двум направлениям – произвольности и осмысленности. Поступая в школу, дети уже научаются произвольно запоминать предложенный им материал, но большинство информации они заучивают механически, что доставляет большие трудности при переходе детей в средние классы. Именно поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста большое внимание уделяется развитию осмысленного запоминания. Преимущественно этот способ сохранения материала совершенствуется благодаря развитию словесно-логчиеской памяти, которая помогает запоминать суждения, умозаключения, мыссли и дает основу для использование достаточно широкого круга мнемонических приемов [3]. Данная проблема приобретает особую важность с учетом нарушения развития. Дети с нарушением слуха имеют трудности в процессе обучения из-за недостатка слухового восприятия и уровня развития словесно-логической памяти. Эти особенности были изучены и описаны в работах И. М. Соловьева, Т. В. Розанова, Л. В Занкова, Д. М Маянца, М. М. Нудельмана Н. М. Лаговс- кого, Ж. И. Шиф, Ф. Блера, Р. Линдера и других. Как показали исследования этих авторов, память проходит в процессе своего онтогенетического развития те же стадии, что и у слышащих детей, но обладает своей спецификой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=