Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
190 оценке, что, в свою очередь, на наш взгляд возможно в контексте реализации семейных традиций, чей воспитательный потенциал не всегда эффективно ис- пользуется при воспитании молодого поколения. Воспитательный потенциал – важнейший компонент жизнедеятельности семьи, от состояния и качества реализации которого зависит направленность развития личности и индивидуальности ребенка, эффективность его социа- лизации [1]. По мнению А. В. Мудрик, на воспитательный потенциал семьи влияют социально-культурный, социально-экономический, технико-гигие- нический, демографический факторы [2]. Воспитательный потенциал семьи рассматривается как совокупность факторов и условий, способствующих все- стороннему развитию детей, включающих семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельно- сти, культурно-ценностного отношения, где особую роль играют семейные традиции. Являясь особой формой самоопределения семьи, семейные традиции от- ражают ее преобразующую функцию, посредством учета уровня развития пси- холого-педагогической культуры родителей, характера взаимоотношений в се- мье, т. е. моделируют систему принципов жизнедеятельности семьи, проеци- руют императивы его действий и поступков в будущем. Наличие семейных традиций, на наш взгляд, позволяет людям успешно адаптироваться в современной социокультурной среде, реализовывать свои по- требности, возможности и способности, побуждает к реализации общественно значимых личностных целей, позволяет сознательно и ответственно выполнять поставленные задачи. Значительным педагогическим ресурсом в развитии семейных традиций обладают психолого-педагогические дисциплины, в том числе «Психология се- мьи», «Психология семьи и семейного воспитания» и др., различные виды и ти- пы практик, программы неформального образования (семинар «Психолого- педагогическое сопровождение замещающей семьи»), способом реализации ко- торых являются продуктивные формы взаимодействия преподавателей и сту- дентов в рамках проектной деятельности, способствующие формированию культуры межличностных отношений, уважения к традициям и истории. Об- щими принципами реализации данных видов работы и их особенностями явля- ются – возможное внедрение нравственного императива социального воспита- ния личности ребенка в семье. Аудиторная и внеаудиторная работа, выполняе- мая в рамках проектной деятельности, направлена на формирование сознания студентов через размышления о проблемах и функциях современной семьи, осмысление жизненного опыта, анализа поступков, развитие экзистенциальной сферы, связанной с ситуациями морального выбора, взглядов на семью. Технология проектной деятельности ориентирована на формирование по- буждений деятельности по формированию семейных традиций, определенных мотиваций по работе с различными категориями семьей. Опыт участия студен- та в проектной деятельности способствует поиску нового содержания и форм своей деятельности по формированию семейных ценностей, их осознанию.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=