Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
19 С. П. Иванова, доктор психологических наук, профессор ФГБОУ «Псковский государственный университет» (Псков, Россия) svetlana97551@mail.ru СЕМЬЯ КАК МИКРОСРЕДА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ * Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравст- венный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и бу- дущее своей страны. Главным атрибутивным качеством социального развития личности является интернализация социальной реальности, связанная со спо- собностью человеческого сознания формировать специфический способ ориен- тации. В определении среды личности обсуждают два уровня этого измерения: ситуационный уровень или коммуникативная среда , которая соотносится с не- посредственнымми социальными и физическими стимулами окружающей сре- ды, на которые организм реагирует и к которым адаптируется, и социокультур- ная среда – культурные идеологии и социальные нормы, ценности, привычки и установки, общие для отдельных индивидов и групп, с которыми человек не- посредственно взаимодействует дома, в школе, на работе [А. М. Мудрик, 2004; Розум С. И., 2006 и др.]. Посредником между культурой и ребенком выступает детско-взрослая общность – семейная коммуникативная среда. Духовно-нравственное развитие гражданина России и воспитание личности начинаются в семье, где ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и обра- зовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Именно в семье складываются представления ре- бенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материаль- ным и духовным ценностям. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом» [Т. В. Андреева, 2005; В. Владиславский, 1989; С. П. Иванова, 2016; Л. Б. Шнейдер, 2000 и др.]. Результативность воспитания детей находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. Среди таких факторов В.С. Торохтий выделяет следующие: образ мыслей се- мьи, отражающий всю систему ценностей, установок, потребностей и мотивов семьи; образ общения в семье, характеризующий межличностную коммуника- * Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ и Псковской области в рамках научного проекта № 17-16-60003.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=