Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
182 Л. В. Ясенская, МБУ ДО «Центр психолого-педагогической и социальной помощи», отделение психолого-педагогического консультирования (Тула, Россия) yasenskay@gmail.com ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ТРУДНОСТЯМИ В РАЗВИТИИ Оказание психологической поддержки может потребоваться любому чело- веку, оказавшемуся в трудной для него жизненной ситуации, но особенно важ- ное значение такая поддержка имеет для семей, воспитывающих ребенка с ог- раниченными возможностями здоровья. В последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости разви- тия системы оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с отклоне- ниями в здоровье, развитии и поведении. Специалисты отмечают, что работа с такой семьей невозможна без психо- логического сопровождения. Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного че- ловека другому в преодолении трудностей [3]. По мнению Н. Г. Осуховой, сопровождение – это особая форма осуществ- ления пролонгированной социальной и психологической помощи. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а по- иск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собствен- ные возможности и создание на этой основе психологических условий для вос- становления утраченных связей с миром людей [2]. Психолого-педагогическое сопровождение выступает сегодня как ком- плексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Существуют специально организованные учреждения, в которых оказыва- ется медицинская и воспитательная помощь детям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Но для более успешной адаптации таких детей в социу- ме, необходимо психологическое сопровождение членов семьи, воспитывающих больного ребенка, так как большую часть времени ребенок проводит в семье. На наш взгляд, важной задачей, которую должен ставить перед собой спе- циалист, работающий с семьей, воспитывающей ребенка с трудностями в раз- витии, является снижение риска появления вторичных нарушений [1]. Не менее важной задачей для психолога, осуществляющего такого рода сопровождение, является помощь родителям в принятии проблемы и обучении их приемам эф- фективного взаимодействия (развивающего, обучающего, поддерживающего) со своим ребенком, имеющим отклонение, или риск отклонения в развитии. Анализ работы, проведенный специалистами «Центра психолого- педагогического и социального сопровождения» города Тулы, в период с 2014
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=