Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
177 Своеобразие наглядно-образного мышления заключается в том, что, ре- шая задачи с его помощью, ребенок не имеет возможности реально изменять образы и представления, а только по воображению. Это позволяет разрабаты- вать разные планы для достижения цели, мысленно согласовывать эти планы, чтобы найти наилучший. Поскольку при решении задач с помощью наглядно- образного мышления, ребенку приходится оперировать лишь образами пред- метов (т.е. оперировать предметами лишь в мысленном плане), то в этом слу- чае труднее управлять своими действиями, контролировать их и осознавать, чем в том случае, когда имеется возможность оперировать самими предмета- ми. Поэтому главная цель развития у детей наглядно-образного мышления за- ключается в том, чтобы с его помощью формировать умение рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные спосо- бы решения задач. Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать. Развивая мышление детей, необходимо учитывать возраст и специфику нарушения, а также критерии развития наглядно-образного мышления выде- ленные В. Ю. Белькович. По мнению В. Ю. Белькович, важным показателем по развитию наглядно- образного мышления младших школьников является успешность ребенка в учебной деятельности, целесообразным оценивать эффективность опытно- экспериментальной работы, проследив изменения (положительная или отрица- тельная динамика, неизменность) в следующих критериях развития наглядно- образного мышления: 1) интериоризация действий моделирования; 2) гибкость образов; 3) беглость образов; 4)глубина образов. Развитию наглядно-образного мышления способствует работа с конструк- торами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно реализовать идею. Для начала нужно использовать только игровые методы, чтобы не пере- гружать и заинтересовать ребенка. С учетом специфики нарушения, особенностей возраста и выделенных критериев и показателей наглядно-образного мышления, нами подобраны игры и упражнения для реализации коррекционно-развивающей работы. Для развития интериоризации действий моделирования можно использо- вать ряд игр и упражнений: например, упражнение «Сравни» смысл упражне- ния заключается в том, чтобы ребенок нашел один предмет, который отличает- ся от других и объяснил его отличия. В игре «Собери картинку» разрезают картинку на части, после чего про- сят ребенка собрать ее в первоначальный вид. Следующий ряд игр предназначен для развития гибкости образов.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=