Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
174 Ю. А. Шепилова, учитель-дефектолог МБУ ДО «Центр психолого-педагогического и социального сопровождения» (Тула, Россия) shepilova.yuliaa@gmail.com ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психическо- го развития в последние годы становится особенно актуальной. Это обусловле- но тем, что увеличивается количество детей с особенностями в развитии: пси- хическими и соматическими заболеваниями, а также различными функцио- нальными расстройствами и с общим снижением успеваемости. Тем не менее, вопросы ранней диагностики и коррекции нарушений развития остаются недос- таточно разработанными. Термин «задержка психического развития» определяется как особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психомоторных функций или психики в целом [2]. В основе заболевания лежит органическое поражение центральной нервной системы, а также причинами мо- гут быть наследственные, социально-средовые и психологические факторы. У детей с задержкой психического развития все основные психические но- вообразования возраста формируются с запаздыванием. Дети данной категории отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной дея- тельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работо- способности. Для них характерны особенности речи, познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие), а также эмоционально-волевой сферы, самоконтроля и саморегуляции деятельности [1]. Помимо этого дети с задержкой психического развития испытывают трудности ориентирования во времени и пространстве, а также выраженные затруднения в усвоении учебных программ. В связи с этим нами на начало учебного года был составлен план ра- боты в образовательном учреждении, где указаны приоритетные направления, цели, задачи и виды деятельности службы сопровождения. Субъектами процесса сопровождения семьи воспитанников являются: учитель-дефектолог, педагоги-психологи, логопед, родители. Объектом процесса сопровождения является семья, имеющая ребенка с задержкой психического развития. Направления процесса сопровождения: диагностическое обследование, коррекционно-развивающая работа, консультирование, профилактика и про- свещение. Цели сопровождения дошкольников с задержкой психического развития: 1)Содействие администрации и педагогическому коллективу образова- тельного учреждения в создании социальной ситуации развития, обеспечиваю-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=