Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
171 В. И. Шарапова, студент IV курса международного факультета ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) Viktoriya_miller95@mail.ru Т. В. Слюсарская, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого» (Тула, Россия) slusarskaya@mail.ru ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Первичная картина мира и зачатки мировоззрения складывается у детей в дошкольном возрасте в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм об- разного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию словесно-логического (понятийного) мышления. Пере- стройка между умственными и практическими действиями обеспечивается взаимодействием мышления и речи, которая начинает предварять действия [1]. В развитии наглядно-образного мышления дошкольников важное место занимает воспитатель, который на занятиях в детском саду стимулирует мыс- лительную активность детей. Стоит отметить, что определенную роль в разви- тии наглядно-образного мышления играют родители, которые в игровой дея- тельности тоже могут положительно влиять на мыслительную деятельность ребенка [2]. В научно-методической литературе задачи и возможности родителей в развитии наглядно-образного мышления детей с нарушением зрения были частично освещены, однако вопросы организации взаимодействия педагогов и семьи в решении этой проблемы остаются не достаточно разработанными [2]. Наше исследование проходило в муниципальном бюджетном учреждении города Тулы. В исследовании приняли участие пять детей среднего дошколь- ного возраста со сходным диагнозом нарушения зрения. Нами разработана ди- агностическая программа, направленная на изучение наглядно-образного мыш- ления детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. В программу вошли следующие методики: «Времена года»; «Кто что ест»; «Назови одним словом»; «Кому чего не достает?». По итогам проведенной диагностической работы были получены следую- щие результаты: по методике «Времена года» низкий уровень развития нагляд- но-образного мышления выявлен у двух детей, средний уровень – так же у двух детей. Дети имели затруднения в определении времени года, что свиде-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=